(практическое пособие)
СКАЧАТЬ (413 КБ) »
О нас.
Общественное объединение «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников» (ОО «РАИК») – общественная некоммерческая организация, основана в 1997 году, объединяет инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, пользующихся при передвижении креслом-коляской и инвалидов постельного режима.
Сегодня Ассоциация является уникальной и единственной организацией в Беларуси, объединяющей людей с ограниченными физическими возможностями самой тяжёлой первой группы.
В организации все её сотрудники, в том числе и руководство, передвигаются на инвалидных колясках.
ОО «РАИК» входит в состав Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов, где представляет, лоббирует и отстаивает интересы людей, передвигающихся на инвалидных колясках.
Так же ОО «РАИК» занимается различной помощью инвалидам-колясочникам: реабилитация инвалидов, обучение, организация досуга, спортивные мероприятия, благотворительная помощь и многое другое. Основными программами, которые реализует Ассоциация, являются: «Первый контакт», «Лагеря активной реабилитации» и «Безбарьерная среда».
Введение:
Данное пособие составлено в рамках программы «Первый контакт» и предназначено для лиц, в силу стечения жизненных ситуаций (перенесенной травмы или заболевания), ставшими «лицами с ограниченными физическими возможностями», а также для их близких и родственников. Поскольку ОО «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников» объединяет лиц, передвигающихся на кресле-коляске и «лежачих» пациентов, мы рассмотрим наиболее «острые» случаи, когда лицо после лечения в стационаре и проведенной реабилитации, направляется домой с частичной утратой двигательных функций или со способностью перемещается только на кресле-коляске.
Прежде всего, когда человек и его семья попадают в «экстремальную» ситуацию (нахождение в медицинском стационаре), то большинство социальных и санитарно-гигиенических проблем регулируются медперсоналом или не осознаются в полной мере, но вернувшись домой, все проблемы возникают вновь и обостряются.
Расходы на необходимые санитарно-гигиенические нужды и средства реабилитации сказываются даже на бюджете семей с достатком гораздо выше среднего, а если еще возникает необходимость постоянного ухода (пусть на первых порах) за лицом, перенесшим травму (заболевание) – расходы возрастают многократно.
Перед таким лицом и его окружением встаёт вопрос о получении инвалидности. И не стоит драматизировать само понятие «инвалид», как что-то постыдное или неполноценное! Мы бы данное понятие определяли, прежде всего, как социальный статус лица с ограниченными физическими возможностями. Этот статус может быть временным, на период более короткий или более длительный, так и постоянным, когда лицо не в состоянии самостоятельно справляться с встающими перед ним проблемами медицинского, социального и финансового характера. Получение инвалидности позволит хоть как-то разрешить часть жизненных проблем, встающих перед лицом с ограниченными физическими возможностями и его семьей. В тех «экстремальных» случаях, которые мы рассматриваем, речь может идти только о лицах, получивших 1 группу инвалидности.
Условиями признания гражданина инвалидом являются:
Так как медицинские и социальные службы в нашей стране действуют по «заявительному принципу», в большинстве случаев лица, попавшие в данную ситуацию и их близкие, не знакомы со всеми своими правами и порядком их реализации.
Поскольку основополагающие нормативные акты, регулирующие жизнь лиц с ограниченными физическими возможностями, такие как Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», Закон Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании», довольно громоздки и постоянно редактируются законодателем, мы постараемся привести документы прямого действия, имеющие непосредственное практическое применение в рассматриваемой ситуации.
(Все нормативные акты приведены в редакциях, действующих на 15.09.2013 г.).
Согласно статье 47 Конституции Республики Беларусь, гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности.
Получение пособия по временной нетрудоспособности.
Лицо, получившее травму (перенесшее заболевание), в случае потери трудоспособности, имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности. Законодательством предусмотрено право на получение пособия по временной нетрудоспособности (кроме пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями) в соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 г. № 569.
В соответствии с данным Положением пособие по временной нетрудоспособности назначаются в случаях:
Пособие назначается на основании листка нетрудоспособности, выданного и оформленного в порядке, установленном законодательством. Днем возникновения права на пособие является первый день освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью.
Пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью.
Положением предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности в случае заболевания или травмы назначается на весь период временной нетрудоспособности до дня ее восстановления или установления инвалидности, но не более чем на 120 календарных дней непрерывно, либо не более чем на 150 календарных дней с перерывами за последние 12 месяцев при повторных случаях временной нетрудоспособности в связи с одним, либо родственными заболеваниями или травмой.
***
Обращаем особое внимание лиц, у которых вред, причиненный жизни или здоровью наступил при исполнении ими служебных (профессиональных) обязанностей по месту своей работы или иных договорных обязательств, что в этом случае действует определенный порядок ответственности нанимателя.
Определение степени утраты трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания регулируется нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1299 «Об утверждении Положения о порядке определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», а также постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.01.2004 г. № 1/1 «Об утверждении инструкции по определению критериев степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и инструкции по заполнению программы реабилитации потерпевшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания».
Отношения, связанные с ответственностью нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работников при исполнении ими своих трудовых обязанностей, регулируются главой 14 «Порядок и условия проведения обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 г. № 530.
Если законодательством или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности, то подлежат применению номы § 2 «Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина» Главы 58 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
В практике очень часто имеют место случаи, когда наниматель, стремясь избежать ответственности за несчастный случай на производстве, уговаривает потерпевшего работника оформить всё как «травму, полученную в быту», обещая компенсировать данную лояльность. Многие, соглашаясь на данные уговоры и указывая в медицинских документах ложные сведения о произошедших событиях и обстоятельствах своей травмы, сами добровольно ухудшают своё юридическое положение. Лишая себя и свою семью получения в полном объеме всех выплат и компенсаций, предусмотренных законодательством в связи с утратой здоровья на производстве.
Перед принятием подобного решения, лицу, оказавшемуся в подобной ситуации и его близким, следует помнить, что идя на поводу у недобросовестного работодателя, вы сами сразу отказываетесь от своих прав и от денежных выплат, которые вам полагаются. Реализацию и восстановление которых впоследствии не осуществить.
Только сообщение правдивых и достоверных сведений о причине и месте получения заболевания с начала получения медицинской помощи, позволит Вам впоследствии в полной мере реализовать свои права в связи с утратой здоровья.
Установление инвалидности.
Установление инвалидности у лиц старше 18 лет регулируется Главой 8 Инструкции «О порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья», утвержденной Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 25.10.2007 г. № 97. Согласно п. 47 данной Инструкции: «Основанием для установления I группы инвалидности является резко выраженное ограничение жизнедеятельности, соответствующее ФК 4, вследствие заболеваний, дефектов или травм, приводящее к стойко выраженной социальной недостаточности, требующее постоянного постороннего ухода (специального, медицинского и (или) бытового) и помощи других лиц, в случаях:
Согласно п. 36 Инструкции, при комплексной оценке различных показателей, характеризующих нарушение основных категорий (критериев) жизнедеятельности человека, выделяют пять функциональных классов (далее — ФК) их выраженности (в процентах):
ФК 0 — характеризует отсутствие нарушения жизнедеятельности (0%);
ФК 1 — легкое нарушение (от 1% до 25%);
ФК 2 — умеренно выраженное нарушение (от 26% до 50%);
ФК 3 — выраженное нарушение (от 51% до 75%);
ФК 4 — резко выраженное нарушение (от 76% до 100%).
Признание гражданина инвалидом осуществляется медико-реабилитационными экспертными комиссиями (далее — МРЭК) при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния здоровья гражданина на основе клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций основных видов нарушений функций и основных критериев жизнедеятельности.
Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу врачебно-консультационной комиссией организации здравоохранения, оказывающей ему медицинскую помощь (далее — ВКК). Дата регистрации в МРЭК (далее – комиссии) направления на медико-социальную экспертизу является датой начала проведения медико-социальной экспертизы. Освидетельствование гражданина проводится по месту расположения комиссии не позднее 30 дней с даты регистрации в ней направления на медико-социальную экспертизу. Гражданин, направленный в комиссию в период длительной временной нетрудоспособности, освидетельствуется вне очереди.
Если гражданин не может явиться в комиссию по состоянию здоровья, соответствующая запись вносится в направление на медико-социальную экспертизу. Освидетельствование гражданина в указанном случае может проводиться на выездном заседании комиссии:
При невозможности организовать выездное заседание комиссии, заключение комиссии, в исключительных случаях, может быть вынесено заочно.
Заключение МРЭК объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), председателем комиссии устно в присутствии всех врачей-экспертов, проводивших освидетельствование, которые в случае необходимости дают ему разъяснения по вопросам, связанным с установлением инвалидности. Заключение МРЭК выдается инвалиду (его законному представителю) в срок не позднее 3 дней после окончания медико-социальной экспертизы. Гражданину, признанному инвалидом (его законному представителю), комиссия выдает удостоверение инвалида, подтверждающее факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, причины инвалидности и сведений о сроке переосвидетельствования. Детям в удостоверении инвалида указывается категория «ребенок-инвалид» и степень утраты здоровья.
Гражданин (его законный представитель) может обжаловать заключение специализированной, межрайонной (районной, городской) комиссии в 30-дневный срок на основании письменного заявления, подаваемого в комиссию, проводившую медико-социальную экспертизу, либо в центральную комиссию.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида.
При проведении медико-социальной экспертизы по установлению инвалидности, на МРЭК возлагается функция определения конкретных объемов, видов и сроков проведения реабилитационных мероприятий и формирования индивидуальной программы реабилитации инвалида (далее – ИПР инвалида) либо программы реабилитации потерпевшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
В соответствии со статьей 23 Закона Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», ИПР инвалида состоит из трех разделов:
При составлении индивидуальной программы реабилитации инвалида врачи МРЭК обязаны проинформировать инвалида о предоставляемых правах. При проведении реабилитации (статья 24 Закона) инвалиды имеют право на:
Форма ИПР инвалида и Инструкция о порядке заполнения ИПР инвалида утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.07.2011 № 65.
Заполнение ИПР осуществляется после проведения освидетельствования инвалида МРЭК.
При определении нуждаемости инвалида в организации специальных условий для получения образования и создании необходимых условий для труда инвалида по рекомендуемым специальностям, профессиям, в ИПР указываются условия получения образования и необходимые условия труда, а также мероприятия по социальной реабилитации инвалида. В ИПР указывается исполнитель, который занимается медицинской, профессиональной, трудовой и социальной реабилитацией инвалида.
Заполненная ИПР подписывается председателем МРЭК и инвалидом, либо его законным представителем, заверяется печатью. После чего МРЭК обязано выдать заверенный экземпляр ИПР инвалиду, либо его законному представителю.
Инвалид или его законный представитель может отказаться от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей, о чем делается соответствующая запись в ИПР.
В случае утери (порчи) ИПР инвалида МРЭК выдает ее дубликат в порядке и сроки, установленные перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан. При выдаче дубликата ИПР в правом верхнем углу первой страницы ИПР делается запись «Дубликат». Дубликат ИПР содержит дату его выдачи, заверяется подписью лица, составившего его, и печатью МРЭК.
С инвалидами, проходящими медицинскую, медико-профессиональную, профессиональную, трудовую и социальную реабилитацию в соответствующих учреждениях, независимо от срока пребывания в них, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя не допускается.
Особенности регулирования труда инвалидов определены в Главе 21 Трудового кодекса Республики Беларусь. Инвалидам с учетом ИПР инвалидов обеспечивается право работать у нанимателей с обычными условиями труда, в специализированных организациях, цехах и на участках, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
Отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по работе, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда выполнение трудовых обязанностей противопоказано ИПР инвалида.
Одним из актов, способствующих реализации права на труд инвалидов, является Положение о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.11.2006 № 1595. Согласно положений которого, для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, местные исполнительные и распорядительные органы устанавливают нанимателям независимо от форм собственности броню для приема на работу таких граждан на имеющиеся свободные рабочие места (вакансии).
Финансирование мероприятий по выполнению индивидуальной программы реабилитации инвалида осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Лекарственное обеспечение.
Право на льготы по лекарственному обеспечению инвалидов предоставляется в соответствии с нормами статьи 10 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». Инвалидам I и II группы, предоставлено право на 90-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств (установленных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.07.2007 № 65), а с хирургическими заболеваниями — также перевязочных материалов (при наличии соответствующего медицинского заключения).
Получение пособия для возмещения затрат на приобретение
подгузников.
Перед лицом, попавшим «экстремальную» ситуацию, и его окружением, в связи с дисфункцией организма, почти всегда возникает проблема с применением изделий санитарно-гигиенического назначения ежедневного потребления (мочеприемники, наружные урологические катетеры, подгузники и т.п.). В настоящее время, как правило, не стоит вопрос «Где достать?». Аптечные и торговые сети предоставляют разнообразный выбор данной категории товаров. Но финансовые расходы, связанные с их приобретением, существенно отражаются на любом семейном бюджете.
Предоставление государственной адресной социальной помощи населению в виде социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников предусмотрено Положением о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи».
В соответствии с нормами Указа, социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода семьи (гражданина) детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья и инвалидам I группы.
Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида или заключения ВКК государственной организации здравоохранения о нуждаемости в подгузниках. Медицинские показания для обеспечения подгузниками детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имеющих IV степень утраты здоровья, инвалидов I группы определены постановлением Министерством здравоохранения от 21 мая 2012 г. № 49.
Согласно данного постановления, медицинскими показаниями для обеспечения подгузниками инвалидов I группы, являются заболевания, осложненные полной невозможностью удовлетворения и контроля регуляции физиологических отправлений и (или) резко выраженным нарушением функции мочевого пузыря и толстого кишечника в виде недержания мочи и (или) кала при невозможности коррекции с помощью лекарственных, технических или иных вспомогательных средств при следующих состояниях: гемиплегии, резко выраженном парезе обеих верхних конечностей, выраженном трипарезе, тетрапарезе, тетраплегии, резко выраженном парезе или параличе обеих нижних конечностей в сочетании с парезами верхних конечностей, резко выраженных вестибулярно-мозжечковых нарушениях, резко выраженных амиостатических нарушениях, резко выраженных гиперкинетических нарушениях, а также при резко выраженном ограничении способности к контролю своего поведения, к передвижению и к самообслуживанию.
Более подробную информацию по данной проблематике Вы можете получить в статьях «Как получить деньги на подгузники»(1 и 2 часть) размещенных на сайте ОО «РАИК» www.raik.by.
Получение технических средств социальной реабилитации.
В связи с утратой лицом с ограниченными физическими возможностями части жизненных функций, немаловажная роль возлагается на технические средства социальной реабилитации, способных в какой-то мере или полностью, компенсировать утраченные функции. Обеспечение инвалидов I группы техническими средствами социальной реабилитации (инвалидная коляска, подушка противопролежневая для сидения в инвалидной коляске, матрац специальный противопролежневый и т.п.) происходит в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2007 № 1722. Данным постановлением утвержден Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, а также Положение о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации органами по труду, занятости и социальной защите и Положение о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации государственными организациями здравоохранения. Абсолютное большинство технических средств социальной реабилитации, указанных в реестре, инвалидам I группы предоставляются бесплатно.
Обеспечение техническими средствами социальной реабилитации осуществляется на основании ИПР инвалида или заключения ВКК государственной организации здравоохранения по месту жительства гражданина. Их выдача осуществляется через управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов по месту жительства, организации здравоохранения или Белорусским протезно-ортопедическим восстановительным центром (далее – БПОВЦ) и его филиалами.
Важно знать, что в Беларуси выпускаются разные инвалидные коляски — прогулочные, комнатные, активные, электрические. Эти типы колясок представлены разными моделями. Например, коляска активного типа выпускается в двух вариантах. Для того что бы получить коляску активного типа в заключении ВКК или ИПР инвалида должно быть указано: «кресло-коляска активного типа «Гепард»», либо «кресло-коляска активного типа КВ АК ЦСИЕ.03.481.00.00.00» с указанием размера коляски.
Кроме Заключения ВКК, для получения кресла-коляски активного типа инвалиду требуется наличие сертификата (справки) о прохождении обучения по пользованию коляской активного типа. Сертификат выдаётся по окончании курса на БПОВЦ или после курса в лагере активной реабилитации, проводимым ОО «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников».
Для обеспечения средствами реабилитации по индивидуальному проекту (статья №19 реестра), в ИПР инвалида или медицинском заключении ВКК должны быть указаны физиологические особенностей гражданина (вес, рост и другие особенности).
При травме в шейном отделе позвоночника, с 2014 года Вы можете заказать коляску активного типа с прорезиненными обручами.
ИПР инвалида или медицинское заключение ВКК обязательны для исполнения БПОВЦ.
Для получения средства социальной реабилитации гражданину необходимо представить:
Граждане, имеющие право на обеспечение средствами реабилитации бесплатно либо на льготных условиях, подают указанные документы, в течение срока действия ИПР инвалида или заключения ВКК о нуждаемости их в средствах реабилитации.
Заключение ВКК оформляется и выдается гражданину в день заседания ВКК. ИПР инвалида выдается гражданам в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, после прохождения ими медико-социальной экспертизы в медико-реабилитационной экспертной комиссии.
Одновременно с получением заключения ВКК или ИПР инвалида граждане получают информацию об условиях получения средства реабилитации.
С более подробной информацией о получении и эксплуатации противопролежневых подушек, электроколяски и кресла-коляски активного типа «Гепард», а также о других технических средствах социальной реабилитации Вы можете ознакомиться на сайте ОО «РАИК» www.raik.by.
Пособие по уходу.
Почти всегда лицо, получившее 1 группу инвалидности, нуждается в постоянном постороннем уходе. Для осуществления которого, близкие или члены семьи часто вынуждены оставить работу.
Условия и порядок назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидом I группы, определены Положением о порядке назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2006 г. № 1149.
Согласно данному Положению, право на пособие по уходу за инвалидом I группы (далее — нетрудоспособный гражданин), имеют трудоспособные неработающие, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в учебных заведениях дневной формы получения образования лица, не получающие пенсии, пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе (далее — лицо, осуществляющее уход), осуществляющие постоянный уход (далее — уход) за нетрудоспособными гражданами.
Под термином «постоянный уход» в данном Положении понимается помощь других лиц для осуществления одной или нескольких нерегулируемых насущных потребностей (личная гигиена, одевание, прием пищи, осуществление физиологических отправлений и другие), нуждаемость в удовлетворении которых возникает один и более раз в сутки.
Пособие назначается со дня обращения за ним лица, осуществляющего уход, в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите (далее — орган по труду, занятости и социальной защите) с заявлением и документами (паспорт или иной документ удостоверяющий личность, трудовая книжка заявителя). Пособие назначается на период ухода за нетрудоспособным гражданином.
Назначение пособия производится Комиссией по назначению пенсий районного (городского) исполнительного и распорядительного органа (далее — Комиссия) по месту жительства нетрудоспособного гражданина.
Комиссией устанавливается факт осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином. Данный факт подтверждается актом обследования, справкой сельского (поселкового) Совета депутатов (в отношении лиц, проживающих в сельской местности) либо решением суда. В акте обследования указываются сведения об осуществлении ухода, полученные путем опроса лиц (соседей, родственников и других) под их личную подпись. Кроме этого, производится запись о подтверждении нетрудоспособным гражданином осуществления за ним ухода под его личную подпись (при невозможности нетрудоспособного гражданина подписаться вследствие состояния здоровья в акте указывается причина отсутствия его подписи).
Осуществление ухода предполагает совместное фактическое проживание либо проживание в одном населенном пункте (городе, поселке городского типа, сельском населенном пункте) лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина, за которым он осуществляется. В случае проживания указанных лиц в разных населенных пунктах вопрос о назначении пособия решает Комиссия с учетом конкретных обстоятельств. При этом родственные отношения лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина значения не имеют.
Решение о назначении (отказе в назначении) пособия в виде копии протокола не позднее пяти дней со дня принятия такого решения выдается лицу, обратившемуся за назначением пособия, или направляется ему по почте.
Решение Комиссии может быть обжаловано в вышестоящий по отношению к органу по труду, занятости и социальной защите комитет по труду, занятости и социальной защите областного (Минского городского) исполнительного комитета (далее — комитет). Жалоба на решение Комиссии о назначении (отказе в назначении) пособия (далее — административная жалоба) может быть подана в течение одного года со дня принятия обжалуемого решения.
Обжалование решения Комиссии в судебном порядке осуществляется после его обжалования в комитет.
Безбарьерная среда.
После выписки из стационара у человека, передвигающегося в инвалидной коляске, встаёт вопрос об адаптации своего жилья для свободного пользования санитарно-гигиеническими комнатами и беспрепятственного выхода из квартиры. Согласно статье 27 Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», жилые помещения, занимаемые инвалидами или семьями, имеющими в своем составе инвалида, должны быть приспособлены для доступа и пользования инвалидами.
Приспособление указанных жилых помещений осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, в ведении которых находится жилищный фонд, с участием общественных объединений инвалидов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Финансирование указанных мероприятий осуществляется за счет средств местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством.
Приспособление жилых помещений для доступа и пользования инвалидами начинается с подачи письменного заявления в организацию, в ведении которой находится жилищный фонд. В случае отказа создания безбарьерной среды, Вы вправе требовать письменный ответ с указанием причины. Это даст Вам право обжаловать действия организации в суде.
В случае, если в организации, в ведении которой находится жилищный фонд, мотивируют отказ тем, что по какой-либо причине пандус не возможно построить, то они должны установить подъёмник.
На сайте по ссылке https://raik.by/novosti/podyomnik-razrabotka-oo-raik/ есть информация о дешёвом электроподъёмнике, который является разработкой ОО «РАИК».
По адресу http://www.freeway.by/info/book/ Вы найдёте иллюстрированное пособие по созданию безбарьерной среды.
Транспорт.
В жизни возникают ситуации, когда лицу с ограниченными физическими возможностями (инвалиду I группы) необходимо перемещаться в пространстве. И не важно, с какой целью: лечения, консультации, возвращения домой или поездки в гости. С целью предупреждения административной ответственности и во избежание возможных конфликтных ситуаций с другими участниками движения (особенно на парковке транспортного средства на специально-обозначенных местах для инвалидов), рекомендуем при перевозке данной категории лиц устанавливать на транспортное средство знак «Инвалид».
Согласно п. 203 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551, по желанию водителя может быть установлен опознавательный знак: «Инвалид» — в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и с изображением символа дорожной таблички «Инвалиды» черного цвета — спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I, II группы, а также инвалидами III группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата или перевозящих таких инвалидов.
В некоторых областных городах и районных центрах существуют социальные такси. Вы можете воспользоваться его услугами, заказав через территориальный центр социального обслуживания населения (ТЦСОН) вашего города.
В предоставление услуг социального такси не входят:
В случае необходимости выезда инвалида за пределы Республики Беларусь следует знать, что Положением о режиме в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2009 № 70, предусмотрено, что лица, следующие по удостоверениям инвалида I группы, а также лица, следующие с детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет третьей или четвертой степени утраты здоровья, в автодорожные пункты пропуска и пункты упрощенного пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, пропускаются вне очереди.
Перевозка инвалидов железнодорожным транспортом происходит в соответствии с Инструкцией по организации перевозки и обслуживанию инвалидов железнодорожным транспортом (полный текст Инструкции, а также информация о специализированном вагоне для перевозки инвалидов приведен на сайте ОО «РАИК» www.raik.by).
Данное пособие затронуло лишь часть правовых аспектов жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями. От всего сердца выражаем надежду, что оно окажет реальную помощь Вам и вашим близким в реализации приведенных прав на практике.
*В большинстве из приведенных нормативных актов распространение льгот и прав на лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения и членовредительства не предусмотрено.
Подготовили: Антон Свёкла, Инна Дигилевич
Под общей редакцией Евгения Шевко.
Общественное объединение «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников»
220004, Республика Беларусь, Минск, ул. Раковская, д.36, оф.15.
тел. (029) 7375577, 6309601.
E-mail: shevko@list.ru
Сайт: www.raik.by
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY