«Это ж моя жизнь… Если б их не было, чтоб я делал бы, не знаю. Уже б, может, от тоски… сдох бы», — говорит 54-летний инвалид-колясочник Сергей Жук, поглаживая пассажирское сиденье своей двухместной «ласточки». За 27 лет инвалидности он своими руками построил из металлолома и старых деталей лифт к балкону квартиры, трактор, два «мини-авто», а также окучиватель, газонокосилку, прицепы. На своей технике Сергей убирает возле дома снег, пашет, окучивает, стрижет траву и возит бабушкам картошку.
Сергей Жук в коляске 27 лет. Молодой тогда парень, который работал водителем и получал 120 рублей в месяц, упал с балкона третьего этажа. Выжил. Больше года провел в больнице. Врачи собрали его по кусочкам и вернули домой.
«Увозили на носилках, на носилках и привезли», — вспоминает Сергей.
Медики переложили молодого парня на кровать, забрали носилки и ушли, хлопнув дверью. Остался Сергей один на один со своей мамой в квартире на третьем этаже панельного дома в деревне Полятичи Кобринского района.
Позже они переселились в квартиру на первом этаже. Но качество жизни инвалида от этого не поменялось: что с третьего этажа без посторонней помощи он не мог спуститься на улицу, что с первого. Сократилось только количество ступеней. Вроде бы все — круг замкнулся. Осталось сидеть дома, «выходить» только вместе с кем-нибудь из соседей нехрупкой комплекции, возвращаться по часам и предварительному созвону, а о поездках за пределы деревни можно вообще забыть.
И вдруг среди этих безнадеги и тлена в сознании бывшего водителя произошел взрыв: Сергей решил бороться за свою независимость. От соседей, друзей, мамы, дверных проемов, деревенского бездорожья и ступеней подъезда. Год спустя в квартире панельного дома в маленькой деревне Кобринского района произошла промышленная революция. Незаметная в масштабах государства или даже агрогородка — но огромная в пределах одной человеческой судьбы.
Началось все с гаража возле дома, который Сергею продал по дешевке сосед: бывший водитель решил построить себе трактор.
«Мне захотелось, чтобы и я тоже везде мог пройти… И сделал этот трактор. <…> Сейчас где хочешь… Я и по снегу валю. Куда хочу, туда и еду. Свободу себе сделал», — признается собеседник.
Нарисовал эскиз будущего транспортного средства, нашел на свалке нужные детали и с головой ушел в работу. Девять месяцев Сергей безвылазно сидел в гараже. Основой будущего транспорта послужил мотоцикл «Минск». Соединил две рамы, вынес все управление к рулю, поставил минский двигатель.
«Это было чудо, — вспоминает Сергей свой первый выезд в свет на тракторе. — С гаража как выскочил, так весь дом выбежал. Я ж его тут все клепал-клепал и никто не знал, что я тут делаю. Даже резины не было на колесах — на ободах стоял. А уже мотор поставил — кааааак завелся! Потом резину достал».
Сергей обил свой трактор жестью из деталей выброшенной техники, поставил ветровое стекло, фары, поворотники, кенгурятник, зеркала, брезентовую крышу и колпак от Mercedes. Запчасти конструктор искал по знакомым и на свалке. Со временем трактор стал напоминать маленький автомобиль.
«Летом не так охота что-то делать. Где-то шастаешь, тепло… А зимой в гараже натопил и уже там ковыряешься. За зиму в основном все делаю», — говорит Сергей.
«Прыидте, як вин будэ похаты [пахать]», — подключается к разговору мама Сергея.
«Да, приезжайте весной, когда огороды буду копать. Тогда увидите на самом деле, что они („авто“ Сергея. — Прим. TUT.BY) могут», — приглашает собеседник.
«Вин усим пенсионерам помогае. И пашэ… Нэма кому работать… Нэма», — хвалит сына женщина.
«Да… Лошадей сейчас нет. Раньше была ферма, коровы были, лошади были… Сейчас нет ничего».
«В його два прыцэпы и картошку возыць з соток».
«Да что хочешь… Песок, дрова, картошку, навоз».
«Шо хочаш. <…> А мэнэ за грыбамы возыць».
По словам Сергея, в сезон работы много:
«Тяжело… Конечно, тяжело. Бывает такое, что и до койки еле добираюсь».
Первому «Жуку», как называет свой транспорт Сергей, больше 20 лет. По признанию инженера-самоучки, серьезных поломок за это время не было. Разве что «обшивка» ржавела, приходилось менять, перекрашивать, но в целом мотоколяска на ходу, как и раньше. В свое время конструктор пытался даже зарегистрировать самоделку:
«В МРЭО ездил регистрировать. Спросили: „Сколько?“. Говорю: „Ну 60 [км/ч] где-то идет“. А они: „Ой, не. Сделал — катайся“. Но раньше столько транспорта не было, как сейчас».
Самая дальняя поездка, которую совершил Сергей на своем тракторе, — до Малориты, это примерно 60 км. Правда, это было еще в то далекое время, когда на дорогах «столько транспорта не было». Сейчас «на асфальт» старается не выезжать.
Сейчас автопарк Сергея состоит из двух мотоколясок и одного трактора. Одно авто конструктор сдал в металлолом за ненадобностью, еще одно — в процессе сборки. Новый транспорт станет газонокосилкой, чтобы не цеплять постоянно косу к трактору.
Своего 20-летнего «Жука» Сергей старается без надобности не использовать — ездит на новом «мини-авто». Детали, как и раньше, собирал по знакомым и свалкам.
«Вперед пошли трубы: от койки, водопроводные, — рассказывает о конструкции мотоколяски собеседник. — Жесть — от холодильников… Что попадает под руки ненужное, что выбрасывают. Двигатель от „Минска“ стоит, задний мост — от „инвалидки“, сиденье — от Peugeot, руль — от DAF, фары — от трактора, амортизаторы — от минского мотоцикла, колеса тоже».
Крылья «Жука» — из жести холодильников. В гараже еще лежит стекло от багажника Volkswagen — пойдет на ветровое стекло.
Помимо транспорта, Сергей также сделал ковш на трактор для уборки снега, бензокосу, токарный станок по дереву, прицепы и лифт. Подъемник приводится в движение лебедкой и ведет прямо на балкон квартиры.
Мужчина о своем сегодняшнем положении, видно, не жалеет — свыкся и даже в коляске нашел себя. Все эти 27 лет он «ковыряется с железом», а раньше, говорит, этого себе позволить не мог: «Когда здоровый был, то все не до этого было. Все время хотелось что-то делать, но то работа, то еще что-то».
TUT.BY
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY