Несколько лет назад третьекурсница Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина Екатерина Цебрук почувствовала необходимость отдохнуть в санатории. Вскоре ей предоставилась такая возможность: староста группы рассказала, что есть шанс попасть в санаторий «Белая Вежа», в качестве помощника людей с инвалидностью.
Ныне преподаватель-стажер университета имени А.С. Пушкина Екатерина Цебрук рассказывает о лагерях активной реабилитации как о важной части своей жизни.
«Сначала испытала шок: люди в колясках шутили и подтрунивали над своей инвалидностью»
– Отправляясь в лагерь впервые, я понятия не имела, с кем встречусь, в чем будет заключаться моя работа. Опыта общения с людьми с инвалидностью почти не было – разве что волонтерское участие в нескольких мероприятиях для детей с особенностями развития.
Поэтому поначалу испытала шок: все курсанты и инструкторы лагеря – в колясках. В моем тогдашнем представлении инвалиды были несчастными, «прикованными к коляскам», за которыми надо ухаживать, и непременно подбирать правильные слова, чтобы ненароком не обидеть. А тут люди улыбаются, шутят по поводу своей инвалидности и подтрунивают друг над другом.
Помню, в один из первых дней стоим мы в очереди в столовую, и тут кто-то громко требует: «Пропустите инвалида!». Ужасаюсь: как можно об этом шутить, да еще в обществе инвалидов?! И слышу взрыв смеха: чувствуется, что никто из них не считает себя беспомощным и не претендует на поблажки.
Меня это поразило до глубины души. И очень понравилась дружеская атмосфера лагеря. Там все на равных, вне зависимости от социального статуса, пола и возраста. Все на «ты».
Общение с этими людьми перевернуло мою жизнь, очень многое в ней изменило.
К марафону готово все, включая наряды
«Среди волонтеров есть и врачи, и электрики. Профессия не главное»
В тот первый лагерь волонтерами поехали в основном студенты, из нашего университета и Белорусского государственного университета физической культуры.
А вообще-то у нас волонтером может стать любой совершеннолетний человек, профессия не имеет значения. Есть, конечно, среди добровольных помощников люди с психологическим и медицинским образованием, но есть и электрики, тренера, строители … Главное ведь не профессиональная деятельность, а желание помочь, открытость, серьезный подход к делу и юмор!
Для сохранения лагерного духа и традиций каждая смена собирает не только волонтеров-новичков, но и определенное количество опытных помощников. В первые дни проводится обучение технологии нашей работы: как правильно подстраховать человека на крутом пандусе, помочь ему пересесть в коляску, принять душ, подготовиться к плаванию в бассейне…
Волонтеры не закрепляются на лагере за конкретными людьми. Работаем по графику дежурства: сегодня ты сопровождаешь одного курсанта в душе, а завтра помогаешь другому на тренировке. Хотя волонтеры проживают в комнатах с курсантами, все устроено так, чтобы каждый участник получил опыт взаимодействия со всеми. Даже за столом у тебя каждый раз другой сосед.
Конечно, люди собираются разные, с различным периодом жизни после травмы. Некоторые приезжают с ощущением, что волонтер – это «принеси-подай», как мама или жена. Это мы искореняем, объясняя, что волонтер вовсе не персональный помощник и сиделка. Он в лагере для того, чтобы быть рядом и подстраховать, пока человек не научится обслуживать себя, пересаживаться и передвигаться самостоятельно.
Меткий стрелок. Лагерь 2012 г
«Я научилась не замечать препятствий и видеть возможности»
Количество лагерей, в которых я побывала, приближается к десятку – смешанные, мини-лагеря, женский. Участие в них стало важной частью моей жизни.
После первого лагеря я была под большим впечатлением и всем рассказывала, что, оказывается, люди с инвалидностью могут интересно жить, путешествовать, они занимаются спортом и создают семьи… Что они такие активные, а мы, с руками и ногами, часто жалуемся на обстоятельства, находим причины, которые мешают чего-то достичь, куда-то съездить и что-то новое узнать.
Я так искренне доносила это знакомым, что близкий мне круг людей также изменил отношение к людям с инвалидностью. Моя эмоциональная заряженность побудила некоторых задуматься и, возможно, изменить свои приоритеты.
Я по жизни активный человек, и в лагере получила дополнительный, мощный толчок что-то делать, двигаться дальше. Мое мировоззрение изменилось. Я начала жить еще более активно: перестала замечать препятствия и научилась видеть возможности.
Меня начали волновать проблемы людей с инвалидностью, особенно тех, кто передвигается на инвалидной коляске, и я стала обращать внимание на пандусы и лифты, доступность среды и отношение к людям с инвалидностью. Я даже провела небольшое исследование в университете и написала статью об отношении к людям с особыми потребностями. Словом, постаралась частичку лагеря перенести в жизнь, и написать и рассказать обо всем, что поняла сама.
Кстати, мое небольшое исследование показало, что нынешнее поколение студентов принимает чужие отличия и не видит никаких препятствий для совместного обучения в школах и вузах.
Танцуют все. Аэробика, лагерь 2015 г
«Волонтерам говорю, что здоровым лагерь нужен не меньше, чем людям с инвалидностью»
Беседуя о лагерях активной реабилитации с потенциальными волонтерами, говорю, что этот опыт нужен не только людям с инвалидностью, но, в первую очередь, нам, здоровым.
Желающих много, особенно среди девушек. Думаю, небольшой гендерный дисбаланс среди кандидатов в волонтеры связан с социальными причинами: лагеря часто проводятся в летний период, а юноши часто ориентированы заработать летом как можно больше денег. Девушки свободнее распоряжаются своим временем.
К поездке в лагерь активной реабилитации надо созреть, и не только физически. Важно, чтобы молодые люди знали, зачем туда едут. Кто-то после разговора со мной меняет свое решение: понимает, что не справится. Кто-то откладывает на год или два, потому что морально не готов: «я там буду реветь, мне так жалко инвалидов».
После лагерной смены мы тоже беседуем с волонтерами. Все отмечают, что этот опыт их меняет, они получают толчок переосмыслить жизнь и начать жить более активно и творчески. Некоторые продолжают участвовать в других проектах для людей с инвалидностью – спартакиадах, первом контакте; кто-то проводит семинары в своем профессиональном кругу, в университете; кто-то даже пишет сочинения, эссе, стихи о лагере.
Прогулка в Пинске, лето 2015
«В совместных розыгрышах нет скидок на инвалидность»
В конце каждой смены мы проводим королевскую ночь. Эта традиция знакома всем, кто бывал в обычных лагерях: участники устраивают друг другу розыгрыши.
Мы ночью прячем коляски курсантов, приклеиваем высоко на шкаф их кроссовки или связываем шнурки большого количества обуви. А можем покрасить ногти на ногах спящего человека ярко-алым лаком. У людей с травмой позвоночника нарушена чувствительность, поэтому они с огромным удивлением обнаруживают утром этот вызывающий педикюр.
Кто-то скажет, эти шутки выходят за грань дозволенного: человек не может встать с коляски, высоко поднять руки, плохо функционируют пальцы, а мы ему предлагаем достать с высоты кроссовки и развязать узел из шнурков. Но равные отношения, в том числе приколы без скидок на инвалидность, помогают ломать барьеры между людьми.
А приспособление, при помощи которого можно дотянуться до шкафа, мы подскажем.
Курсанты тоже подстраивают нам мелкие дружеские пакости. В конце смены ведь уже понятно, над кем можно пошутить, и в какой мере.
Путешествуем тоже вместе. Несвижский замок, 2014 г
«Самый первый лагерь помог мне обрести любовь»
За десять дней шестьдесят человек становятся единой семьей. Когда приходит время расставаться, многие не могут сдержать слез.
Да, некоторым курсантам приходится возвращаться под гиперопеку родственников, либо на свой пятый этаж в дом без лифта, в пустую квартиру. Но все они уезжают с осознанием, что при любых обстоятельствах можно на равных общаться с любыми людьми, жить независимо, заводить семью, рожать детей, водить машину, заниматься бизнесом, работать, путешествовать. Они уезжают с новыми навыками и стремлением жить иначе, чем раньше.
Наши волонтеры после лагеря не видят никаких препятствий для общения с людьми с инвалидностью: многие дружат, встречаются, ездят в гости. Когда большое количество людей разных профессий, с разным жизненным опытом и интересами объединяются в общем деле, это очень здорово. Я, как и каждый волонтер или курсант, могу назвать много людей, с которыми меня связали самые теплые отношения: Ольга Мигаль, Инна Дигилевич, Евгений Шевко, Борис Пронько, Андрей Чечет, Владимир Сидоров…..
За проведенные в лагере дни люди раскрываются, что позволяет хорошо узнать друг друга, найти точки соприкосновения и общие интересы. Мой самый первый лагерь помог мне рассмотреть человека, с которым мы уже три года вместе.
И не только я обрела там любовь. Очень часто смены оканчиваются больше, чем дружбой. Теплые отношения возникают между людьми с инвалидностью, между людьми с инвалидностью и волонтерами, между волонтерами… Я знаю уже много пар, за которые можно только порадоваться.
До новых встреч!
Автор: Ирина Дергач
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY