Александр Зимин из Гродно, несмотря на инвалидность, старается жить активно: пишет музыку, катается на горном велосипеде, помогает беженцам из Украины. Три года у него были водительские права и, несмотря на ДЦП, никаких проблем на дороге не возникало. В прошлом году он решил получить медсправку с правом найма на работу, но в итоге совсем лишился права водить машину.
Свой Opel Combo Александр покупал с расчетом на то, что машина позволит ему зарабатывать: на 870 тыс. рублей пенсии по третьей группе инвалидности, которые остаются после вычета алиментов на двоих детей, прожить невозможно. Но районная и областная комиссии в медсправке с правом найма ему отказали. Справка без права найма при этом оставалась в силе.
Александр решил обжаловать решение в Республиканском научно-практическом центре медицинской экспертизы и реабилитации – в середине лета туда направили документы с областной водительской комиссии, но ответа долго не было. В сентябре закончилось действие старой справки, и Александр опять пошел проходить комиссию. Подписи всех врачей уже были у него на руках, но председатель объяснила, что не может дать позитивное заключение – в поликлинику к тому времени пришло письмо из РНПЦ, которое вообще запрещало Зимину водить машину.
Чтобы оспорить решение, Зимин обратился в РНПЦ неврологии и нейрохирургии, но позже узнал, что от результатов обследования немногое зависит: в поликлинике ему объяснили, что годом ранее вышло дополнение к перечню заболеваний, запрещающих управление авто. То есть справку ему не выдали бы в любом случае.
«За три года вождения мое здоровье не ухудшилось, даже наоборот – я много катаюсь на велосипеде, даже зимой, участвовал в веломарафонах и велопробегах, которые не всегда под силу полностью здоровым людям, ходил в тренажерный зал, окончил курсы массажа, – Александр считает, что его несправедливо лишили права водить машину. – Почему в расчет берут только трафаретные медицинские показатели и внешнее впечатление от пациента, а не реальный опыт вождения, личные возможности человека? Шаблонное обследование в кабинете врача не дает полной картины».
Александр считает, что государство отобрало у него одну из немногих возможностей зарабатывать, поэтому, если права вернуть не удастся, придется требовать компенсацию: обучение в автошколе стоило денег, которые можно было бы направить на что-нибудь другое. «Если бы мне не дали первую справку, то я бы и не пошел учиться», – рассуждает он. Кроме обычной автошколы Александр дополнительно окончил курсы контраварийного вождения.
Человеку с инвалидностью трудно получить работу. По заключению медико-реабилитационной экспертной комиссии, Александр может работать лишь четыре дня в неделю или неполный рабочий день. Поскольку платить ему нужно, как всем остальным сотрудникам, для работодателей это невыгодно. Некоторых не устраивает внешний вид Александра, других – дикция, третьих отпугивают противопоказания по МРЭК.
«Объявлений «Требуется человек с авто» много, но без справки с правом найма на работу не берут. Даже пару коробок пиццы за деньги перевезти нельзя. Сейчас еще и под указ о тунеядцах попаду», – грустно шутит Александр.
Между тем, у Александра есть опыт работы, в том числе и физической: приходилось работать сборщиком мебели и грузчиком в магазине, трудиться на реставрации моста и «Лестницы влюбленных» у набережной Немана, между Старым и Новым замками. Дома сам собрал стенку по собственным чертежам. Но сейчас его не берут даже установщиком жалюзи.
«В письмах из РНПЦ стоят диагнозы, о которых я раньше не слышал, – говорит Александр. – А если и слышал, то все не так серьезно, как пытаются доказать медики». В пример он ставит присутствующую среди диагнозов двухстороннюю тугоухость: да, диагноз есть, но он не мешает писать и исполнять музыку на нескольких инструментах, подрабатывать звукорежиссером на небольших концертах. За рулем сирену скорой он слышит за несколько кварталов. Кроме того, по мнению специалистов, у Зимина есть проблемы с передвижением. «Но я могу проехать в день 100 км на велосипеде», – отвечает он.
«Там стоят такие диагнозы, по которым у него есть ограничения по самообслуживанию, труду и передвижению до 50%, – говорит Ольга, жена Александра. – Но почему тогда у него третья группа инвалидности, а не вторая? По третьей группе Саша почти здоровый человек, но в то же время, если речь идет о вождении – он очень больной».
«Кардиограмму для постановки диагноза почему-то взяли самую старую и плохую – за 2010 год. А последнюю, за 2014, не заметили? Я думаю, это сделали, чтобы общая картина была хуже», – говорит Александр. Он вспоминает, как специалисты в Минске удивлялись, кто и как дал ему самую первую медсправку. «Может, удивлялись бы меньше, если бы покатались со мной пару часов».
Если Александру так и не разрешат ездить, то он будет добиваться присвоения ему второй группы инвалидности. Последние заключения врачей могут это позволить. Тем более что раньше у Александра уже была вторая группа по основному диагнозу – ДЦП и врожденный порок сердца. Но во время одной из комиссий МРЭК, которые нужно было проходить каждый год, ее поменяли на третью.
«Три года за рулем были счастливым временем: жизнь была полноценной, я ни от кого и ни от чего не зависел», – вспоминает Александр. По его словам, творческому человеку, а инвалиду — тем более, жизненно необходимо быть мобильным. Александр пишет стихи и музыку, время от времени – статьи в местную прессу.
Сейчас машину нельзя продать за те деньги, за которые ее купили два года назад: на гродненском авторынке цены сильно упали. Вместо того чтобы заработать, Александр потерял деньги. «Найти работу без машины еще сложнее. Скорее всего, придется уезжать из Беларуси, хоть и не хочется, я очень люблю Гродно. Но после нескольких лет мытарств перспектив не вижу никаких. В 36 лет перебиваться случайными заработками неприятно и унизительно», – говорит он.
Выходим во двор посмотреть на авто. В машине Александра шикарный широкий обзор, есть камера заднего хода, установленная сразу после покупки, – все, что нужно для человека с физическими ограничениями за рулем. Но она стоит без дела, и неизвестно, сможет ли Александр еще когда-нибудь ею управлять.
Алексей Шота / AUTO.TUT.BY
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY