На прошедшем в сентябре заседании Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов при Совете Министров Республики Беларусь одним из главных вопросов повестки дня было развитие инклюзивного туризма. Содокладчиком выступил и Евгений Шевко, председатель РАИК. Мы побеседовали с Евгением об основных моментах его выступления и проблемах, которые до сих пор мешают людям с инвалидностью путешествовать и посещать историко-культурные объекты.
Ещё один шаг к развитию инклюзивного туризма: заседание межведомственного совета по проблемам инвалидов состоялось в Минске
На Республиканском межведомственном совете по проблемам инвалидов мы обсуждали важную сейчас тему инклюзивного туризма. Я представил свое видение некоторых проблем и предложения по поводу их решения. Например, сейчас в Беларуси существуют трудности с доступом в ряде исторических объектов. Проходит реконструкция различных замков, усадеб и прочих достопримечательностей, но не предусматривается возможность посещения их людьми с инвалидностью. Объясняется это тем, что внедрение элементов безбарьерной среды может испортить исторический облик. Но ведь люди с инвалидностью не могут нормально посетить объект, посмотреть достопримечательность.
Безбарьерная Беларусь: рассказываем о возможностях инклюзивного туризма для путешественников с инвалидностью
В качестве примера разрешения таких ситуаций я рассказал об одном из древних замков в Германии, который имеет электроподъемник, спрятанный под брусчаткой. При необходимости это приспособление «выезжает» из земли и доставляет людей на уровень первого этажа. Существуют подобные элементы, например, столбики, препятствующие проезду машины. У нас я такие видел редко, но в других странах это чаще распространено.
При нажатии кнопки эти столбы прячутся в землю. Оказывается, бывают и такие решения, которые не портят исторический вид и одновременно помогают приспособить здание для инвалидов.
Еще одно мое предложение было адресовано Министерству культуры: совместно с рядом общественных объединений можно сделать специальный выезд в какую-нибудь европейскую страну (Германия, Испания, Италия, Швеция и пр.) и посмотреть, как там организовано безбарьерное пространство историко-культурных объектов. Нам будет важен целенаправленный показ практической проработки этого вопроса, предпринятых решений. Например, опыт тех же немцев, которые достаточно щепетильно и с уважением относятся к своим историческим объектам, но все же находят «лазейки», позволяют адаптацию, чтобы инвалиды могли посещать историко-культурные объекты. Мы тоже уважаем исторические ценности, но по-другому к этому относимся, тяжело находим компромиссы.
Было предложение и по поводу оснащения мест туризма специальными приспособлениями для людей с инвалидностью. Например, электроприставками. Они цепляются спереди инвалидной коляски и помогают преодолевать большие расстояния. Такие аппараты универсальны и могут быть присоединены к любой коляске. Также существуют электроскутеры для пожилых людей, которым тяжело ходить на длинные дистанции. Такие приспособления в разных странах применяются на многих объектах туризма. Если достопримечательность большая и необходимо много ходить, то можно взять напрокат такой гаджет: человека в коляске он очень выручит. Взять хотя бы наш ботанический сад в Минске. Если его обходить пешком, то это достаточно тяжело, особенно в инвалидной коляске. А если это будет пожилой человек, беременная женщина? Взять напрокат специальное устройство и спокойно осматривать объект – это и есть простое решение проблемы. Так и с парком Несвижского замка, мемориальным комплексом «Брестская крепость», историко-культурным комплексом «Линия Сталина», мемориальным комплексом «Хатынь». Последний объект для колясочников недоступен, поскольку там лежит брусчатка и плиты, которые расположены по всему периметру и имеют особую конструкцию с большим зазором – в коляске практически невозможно ездить. Решение в виде электроприставки могло бы сделать эти объекты доступными без изменений внешнего облика самого культурного объекта.
Я предложил решение, как это можно делать, а уживется ли оно – зависит от дальнейшего развития событий. Если будет принято решение, что действительно можно закупать такие вещи, мы бы это только приветствовали.
С доступностью городского транспорта, особенно экскурсионного, тоже есть проблемы. Если автобусы, курсирующие по городу, более-менее приспособлены для передвижения людей с инвалидностью, для этих целей покупаются специальные модели, то это пока не касается экскурсионного транспорта. Для посещения различных исторических мест нет адаптированных автобусов. Например, туристам трудно добираться из минского аэропорта и обратно, если речь идет о колясочниках: попросту нет приспособленных для этих целей видов транспорта.
На одном из слайдов своей презентации я показал модель автобуса МАЗ со специальным подъемником. Даже в Беларуси уже есть такие разработки. Вопрос в том, что нужен заказчик, которому это будет интересно купить. Заказчик должен при покупке очередного автобуса в перечне необходимого – кондиционер и прочее – обозначить важность подъемника. Таким образом, можно будет обеспечивать возможность экскурсий для инвалидов.
Мы специально посетили горнолыжный комплекс в Логойске в рамках подготовки к Межведомственному совету. Там выявлено множество нарушений, хотя объект довольно новый, сделан, когда все нормативы безбарьерной среды в Беларуси уже имелись. И это уже нельзя списать на Советский Союз и невозможность переоборудования.
Кроме того, я обратил внимание и предложил, чтобы в наш совет был включен Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь. Многие часто считают, что строительные надзорные организации подчиняются Министерству архитектуры. Но это отдельное подразделение. Получается, что у нас в совете есть Министерство архитектуры, а Госстандарта нет. И если возникают нарушения, которые мы критикуем – неправильный пандус, отсутствие элементов безбарьерной среды – Министерство архитектуры к этому вообще не имеет отношения, а следить за такого рода нарушениями – это задача Госстандарта. Я предлагал включить ее в совет, чтобы она могла отвечать за недочеты.
Александра Камко Иллюстрации Евгения Шевко
Источник https://wmeste.by
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY