Пока сводки новостей пестрят борьбой с коронавирусом и наступающим кризисом многих сфер бизнеса, у белорусских автолюбителей появился небольшой повод отметить праздник. Возможно, вы забыли, но ровно год назад, 10 апреля, был принят президентский указ № 140. Именно благодаря ему наш вторичный рынок заметно оживился: появилось много заманчивых предложений из Европы и США. Конечно, в первые месяцы после введения данного указа отдельные перекупы растамаживали спорткары на инвалидов, однако со временем ажиотаж поутих и уже простые люди стали ввозить дизельные минивэны и универсалы для личного пользования. Как изменился рынок и что будет с «льготным указом» в текущем году, мы спросили у разных игроков автобизнеса.
Льготная растаможка ворвалась в жизнь белорусов в апреле прошлого года и застала врасплох всех к ней причастных. А это не только перекупы да перегонщики, но и дилеры, автохаусы, а также все те соотечественники, которые хотели, но не могли купить хорошую европейскую машину из-за высоких таможенных пошлин. Спустя год мы пожинаем ее плоды: свежих иномарок на дорогах страны прибавилось. Одни приобрели добротный автомобиль из Европы за полцены, другие неплохо подзаработали на перепродаже. Вроде бы все в плюсе, за исключением рынка новых машин. Однако отмечать свою годовщину указ будет не в самые лучшие времена.
С какими последствиями столкнулся авторынок за тот год, что функционирует знаменитый указ № 140, прокомментировал Сергей Михневич, занимающий должность председателя Белорусской автомобильной ассоциации (БАА).
Сергей Михневич, председатель БАА
— Спустя год действия данного указа скажу то же самое, что и ранее: он способствует расцвету серого бизнеса, росту мошенничества и обмана граждан. Формально указ принимался для поддержки малоимущих слоев населения, а по факту им пользуются спекулянты. Предположу, что, являясь соучастниками незаконных схем, многодетные семьи и инвалиды со временем могут понести ответственность. В настоящий момент поставки машин из-за рубежа приостановлены по причине закрытых границ и невозможности передвижения. Поэтому утверждать однозначно, что так произойдет, не возьмусь. В целом апрельский указ принес больше проблем, чем оказал помощь малоимущим гражданам Беларуси.
На мой взгляд, его следует либо отменить, либо внести в указ № 140 коррективы, связанные с запретом применения льготной растаможки сразу, или ограничения ввоза автомобилей (раз в три года или 5 лет). В последнем случае это не ударило бы по малоимущим слоям населения, зато создало бы трудности для нелегального бизнеса. От ввоза б/у машин бюджет не пополняется, тогда как реализация новых автомобилей в стране приносит деньги за счет НДС и косвенных налогов. Думаю, законодатель не все просчитал, а также не наладил действенный контроль за исполнением указа.
По нашим данным, в Беларусь за прошлый год (с апреля по декабрь) по льготной растаможке ввезено около 15 тысяч транспортных средств, а за первый квартал 2020-го у меня пока нет никаких цифр. Но это примерно 20% от общего объема автомобильного рынка страны — цифра существенная. Естественно, это сказалось не только на продаже новых машин, но и создало некоторые проблемы для локального производства Geely в Борисове.
Что будет дальше со 140-м указом — неизвестно. На фоне происходящего (эпидемия коронавируса и изменение курсов валют) его дальнейшая судьба отошла на второй — если не на третий — план. С начала 2020-го автомобильный рынок не рос. В рамках моего прогноза в январе он упал более чем на 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в феврале ситуация стабилизировалась, а в марте девальвация белорусского рубля подтолкнула продажи более чем на 45% (при соотнесении с мартом 2019-го).
Однако данный рост не будет иметь существенного значения в связи с падением реализации в будущем. Апрель уже начался с большого спада, и я могу предположить, что во втором квартале, по итогам полугодия, мы получим значительное сокращение продаж — по некоторым оценкам, даже на 50%. Возможно, потом рынок восстановится, но снижение реализации неизбежно.
Очередной удар по авторынку — грядущее повышение цен на новые автомобили российского производства (машины, выпущенные за пределами ТС, уже подорожали), которое произойдет, когда возобновятся поставки из РФ. Сейчас транспортные средства не ввозят в Беларусь ни с Востока, ни с Запада. Когда производители поднимут стоимость в российских рублях, это, естественно, отразится на прайсах и белорусских дилеров. На первом этапе в размере +5%, но это будет не единственное повышение цен на протяжении текущего года.
В противовес мнению председателя БАА Сергей Романчук, учредитель ООО «Мегаполис», считает, что действующий 140-й указ оказывает положительное влияние на авторынок в целом.
Сергей Романчук, учредитель ООО «Мегаполис»
— На вторичном рынке появились модели, выпускаемые только для европейского и американского рынков. У кого-то получилось купить их дешевле благодаря 50% скидке на растаможку. Если говорить конкретно о нашей площадке, то по итогам 1 квартала 2020 года продажи свежепригнанных автомобилей составили менее 10% от общего числа. Среди них как Ford Fusion, Escape, Buick Encore, ввезенные из США, так и дизельные Opel Astra и Ford Focus. Судя по цифрам, сказать, что данный указ оказывает существенное влияние на деятельность автохаусов в Беларуси, однозначно нельзя. Даже если его отменят, отток клиентов не произойдет. Просто у людей будет меньше альтернатив.
Ведь от действия льготной растаможки наш сегмент бэушных машин лишь выигрывает. Самое главное — расширяется модельный ряд, ассортимент становится разнообразным. Если кто-то и пользуется указом в коммерческих целях (для перепродажи) — это уже второстепенно.
Виталий Скребец, директор ООО «БелАукцион-Групп», утверждает, что за год действия нашумевшего указа здесь ни разу не возникло сомнений, что он необходим, а потому отменять указ точно не нужно.
Виталий Скребец, директор ООО «БелАукцион-Групп»
— За это время по полной растамаживали автомобиль только 5 человек из всех наших клиентов, при этом они выбирали модели с полуторалитровыми моторами. С объемом 2,0 литра и выше — все под льготу. У кого-то есть родственники, знакомые, обращаются и многодетные семьи. Пока у нас нет информации насчет отмены указы. Даже если вдруг это случится, все, что сейчас плывет из Америки, должны растаможить по льготной ставке. В настоящий момент ощущается серьезный спад по машинам из США в связи с коронавирусом. Люди боятся тратить деньги и перестраховываются на случай, если ситуация станет хуже. Все, кто хотел купить транспортные средства за границей, решили повременить.
В прошедшем году наибольшим спросом пользовалась линейка Ford, а вот интерес к Chevrolet Malibu, наоборот, пропал. Это объясняется тем, что белорусы руководствовались в первую очередь соотношением цены и качества. Те же «Форды» и выглядят неплохо, и оснащены достойно, и на их надежность никто не жалуется. Ввиду того, что отменили НДС и решили обнулить таможенные пошлины на электрокары, наши соотечественники потихоньку переключатся на авто на чистой электротяге, тем более что льгота им будет не нужна.
На мой взгляд, сейчас не самое подходящее время, чтобы ужесточать что-либо. Это касается и вопроса о льготной растаможке. Экономика испытывает большие трудности, и без потерь она не выйдет из кризиса. Машины и так не везут — зачем отменять указ?
Казалось бы, у перекупов и перегонщиков сегодня есть повод открыть бутылку шампанского и выпить в честь годовщины 140-го указа. Однако праздничное настроение омрачает ситуация, связанная с пандемией коронавируса, которая рушит многие бизнесы. Автомобильный тоже не исключение. Если год назад на рынке разворачивались нешуточные споры вокруг введения льготной растаможки, а самые хитрые дельцы уже просчитывали возможные для себя выгоды, то сейчас мысли продавцов заняты совсем другим: подросшим курсом доллара, отсутствием людей, а заодно и закрытием границ ввиду карантина.
В частности, на авторынке в Малиновке к этому списку бед добавляется еще и отказ владельцев площадки снижать арендные ставки. Мол, официального карантина в Беларуси нет, а это значит, что отсутствуют и основания идти на уступки. В общем, это то, что происходит прямо сейчас. Если же брать годовой отрезок времени, то многие представители авторынка, конечно же, безгранично рады указу и хотели бы, чтобы его продлили без каких-либо изменений.
— А зачем его отменять? Смысла в этом особого нет. Если честно, мы уже привыкли к нему. Больше стало таких машин, как Volvo V60, V70, минивэнов Peugeot и Citroen. Цены на европейские иномарки держатся самые низкие. Правда, за последние пару недель спрос на них заметно упал. Сейчас людей беспокоит экономическая ситуация в связи с коронавирусом и закрытием границ, что существенно усложняет деятельность тех, кто возит иномарки из-за границы.
Помните, еще год назад, когда только-только ввели новый указ, предприимчивые люди сразу же все рассудили? Поскольку никаких ограничений на обращение с ввезенным по сниженным вдвое пошлинам авто пока не предусматривается, а у большинства многодетных и инвалидов на машину попросту нет денег, этим воспользуются перегонщики и перекупы. Так и случилось. В Беларусь потекли ручейком 3-5-летние иномарки из Европы и США, о которых наши соотечественники забыли из-за высоких пошлин.
— Кто-то привозит машины для себя, кто-то — для перепродажи. А какая разница? — делится частным мнением один из продавцов авторынка. — Самое главное — за это время объем ввоза б/у автомобилей из-за рубежа увеличился в несколько раз. У людей появилась возможность купить качественные транспортные средства с пробегом. Например, семиместные Opel Zafira и Renault Grand Scenic, SUV вроде Renault Kadjar и Nissan X-Trail, дизельные универсалы VW Passat и Skoda Superb. Многодетные семьи или инвалиды тоже к нам обращаются. Есть и те, кто просит пригнать автомобиль под заказ, чтобы потом перепродать его со своим интересом. Рынок изменился в лучшую сторону, у людей возникла альтернатива — спасибо за это указу.
Правда, на одной площадке можно услышать диаметрально противоположные мнения (от «хорошо, что появилась льготная растаможка» и вплоть до суждения, что «она подрывает рынок и «бэушки», и новых авто»). Мол, машины уже некуда сбывать, а у людей закончились деньги. Да и нынешний кризис способен положить автобизнес на обе лопатки и повергнуть всех дельцов в уныние. Плохо всем.
**
Конечно, о масштабах ввоза лучше всего могли бы сказать не субъективные оценки перегонщиков и других представителей автомобильной отрасли, а конкретные цифры: сколько всего экземпляров было ввезено в Беларусь из-за рубежа в рамках действующего указа? Однако в Государственном таможенном комитете Беларуси, куда мы обратились за информацией, отказались озвучить точные данные, сославшись на Таможенный кодекс.
— Сведения специальной таможенной статистики о транспортных средствах, ввезенных в рамках указа № 140, а также сведения о методах проводимого должностными лицами таможенного контроля не могут быть вам предоставлены, поскольку данные сведения относятся к информации ограниченного распространения (статья 356 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза; пункт 34 и пункт 85-2 Перечня сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, определенного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 12 августа 2014 г. № 783 «О служебной информации ограниченного распространения и информации, составляющей коммерческую тайну»).
Относительно дальнейшего действия указа № 140 информируем, что продление его срока действия не требуется, поскольку данный указ не является временным.
Источник av.by
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY