В ближайшее воскресение должны пройти выборы в Парламент нашей страны. А. Лукашенко несколько недель назад публично объявил, что этот день должен восприниматься всем народом как праздник. Конечно «праздник»: воскресенье, «бабье лето», приятно прогуляться по осеннему городу, зайти на избирательный участок и отдать свой голос за «достойного избранника». И Вас там приветливо встретят члены избиркома, и будет звучать музыка, и работать буфет, и, может быть, покажут какой-никакой концерт. Все должно поддержать чувство «праздника для всех».
Все красиво и поэтично, но не только не для всех. Это, прежде всего, касается лиц с ограниченными возможностями, вынужденными пользоваться для передвижения креслом-коляской. Многие ли из нас смогут 23 сентября беспрепятственно выехать из своего жилья и, прогуливаясь по родному городу или деревне, в удобное для себя время, зайти на ближайший избирательный участок и проголосовать?
Абсолютное большинство людей на кресле-коляске, при всем желании воспользоваться гарантированным конституцией избирательным правом, просто не сможет. В Бобруйске по дороге к избирательной урне, ты можешь просто не заехать на бордюр и, перевернувшись «поцеловать» проезжую часть. Вряд ли кто-то из читателей захочет на себе испытать те ощущения, которые испытывает трезвый человек, обреченно «летящий» лицом на встречу с асфальтом. В Могилеве – уехать голосовать и, вернувшись, не попасть в квартиру. Просто предназначенный для передвижения колясочника пандус не соответствовал «стилистической концепции двора» и «дизайнерскому замыслу» архитектора, а проблемы конкретного человека – это просто мелочь в сравнении с «застывшей в камне поэзией». Даже в столице – у человека на кресле-коляске, проблема выйти из, только что сданной в эксплуатацию и прошедшей все экспертизы и допуски, «современной» квартиры. Аналогичная ситуация в Волковыске. И это происходит в столице и промышленно развитых и обустроенных мегаполисах, а что говорить о какой-нибудь Берестовице или Крупках, не говоря о более мелких поселках или деревнях.
Готовы ли на почти 2000 избирательных участках нашей страны встретить своих избирателей на кресле-коляске, которых в Беларуси более 20 000 человек? Все ли избирательные участки приспособлены для беспрепятственного доступа и реализации своего права лицами с физическими особенностями, как это предусмотрено ст. 24 Закона Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»? Ждут ли нас там?
Мне, вполне резонно и убедительно, могут заявить: «Мол, проблема надумана. Можете позвонить на избирательный участок, урну для голосования Вам доставят по месту жительства, данная процедура предусмотрена действующим законодательством». Спасибо, не надо. Все это уже было. На выборах — 2010. И звонил (раза четыре), и ждал, и дождался, после того как спать лег. Ведь члены комиссии не обязаны с Вами согласовывать время прибытия, это – не гости.
Много лет, поднимая проблемы «безбарьерной среды» на различных уровнях и, даже, в государственной прессе (газета «Республика» от 8.10.2003), мы слышим в ответ: «Не всё сразу. Проблема требует поэтапного решения. Меры принимаются. Разработана программа (очередная – поскольку предыдущая с треском провалена) по безбарьерной среде на 2011-2015г.г. Подождите».
И так на протяжении последних 20 лет. Что за такой продолжительный период (четыре пятилетки) мешает обустроить нашу инфраструктуру в соответствии нормами Постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 11 ноября 1991г. № 1225-ХII (имеющего силу Закона) «О введении в действие Закона Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 15.03.2001г. № 4/1938)». Пункт 2.3, которого предусматривает: «Приспособление всех действующих объектов социальной инфраструктуры для использования инвалидами, за исключением переоборудования зданий железнодорожных вокзалов, речных портов, аэропортов, междугородных автобусных вокзалов и станций, должно быть завершено до 1 января 2000 года. С указанного срока эксплуатация этих объектов без приспособлений для использования инвалидами (включая использующих кресла-коляски и собак-проводников) запрещается».
В этом же нормативном акте предусматривалось, что «Положения Закона, касающиеся проектирования и застройки населенных пунктов, формирования жилых районов, разработки проектных решений для строительства и реконструкции зданий, сооружений, комплексов и коммуникаций, а также для производства транспортных средств, средств связи и информации, вступают в силу с 1 января 1993 года». То есть все законодательно определено уже почти 20 лет назад.
Законодательно: всё чётко, ясно и определённо. А что происходит на самом деле. Люди на кресле-коляске не всегда могут попасть в здание местных администраций, суды (в которые нам предлагают обращаться в своих ответах чиновники), другие государственные учреждения. Колясочник – большая редкость среди студентов колледжей и ВУЗов. Без радикальной помощи столяра нельзя попасть даже на прием в Администрацию Президента Республики Беларусь.
При входе в Центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Гродно, Вас встречает массивный стенд с портретом А. Лукашенко и цитатами о социальных гарантиях государства. Работники Центра, в силу своих возможностей, стараются оказать помощь людям, но проблема заключается в том, что человек на кресле-коляске не может самостоятельно попасть в здание. Какой «гений» разместил учреждение, уполномоченное оказывать социальные услуги населению, выдачу инвалидных колясок и средств реабилитации в здании, не приспособленном для инвалидов? Как говорил один литературный герой: «Куда смотрит президент»? Вот воистину, показательный пример отношения властей к проблемам инвалидов. По-моему, верх лицемерия и «двойных» стандартов.
Мои оппоненты могут заявить, что все вопросы можно решить и без личного присутствия, через представителя. Никто, пока с этим сам не столкнется, не задумывается, что проблема общедоступности нашей среды не является чисто строительно-архитиктурной. Она является социальной и даже политической. Готово ли наше общество видеть людей с ограниченными возможностями в повседневной жизни: в школах, колледжах, университетах, в государственных учреждениях, в роли депутатов и министров, как в других странах?
Декларируемое «РАВЕНСТВО ПРАВ» должно быть реальным для всех. И если человек на кресле-коляске не может, без угрозы здоровья, доехать до избирательного участка и реализовать своё конституционное право, тогда зачем ему вообще выезжать из жилища и своим голосованием поддерживать людей которым глубоко начхать, на его проблемы?
Антон Свёкла,
инвалид-колясочник
ОО «РАИК»
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY