Не секрет, что большинство людей с инвалидностью не рискуют покинуть жилище. А зря – за его пределами их ждет много интересного, в том числе и знакомство с Дмитрием Хмурчиком, который помогает людям с физическими нарушениями увидеть самые красивые уголки Европы. Уже четвертый год подряд парень с ДЦП организовывает автопробеги «Дружба на колесах». Какие трудности возникают в пути и как после поездок меняются путешественники – в материале «Вместе!».
Скажи кто-нибудь лет 15 назад Дмитрию, что, будучи взрослым, он станет организовывать автотуры для людей с инвалидностью, – он бы не поверил. На становление этого симпатичного и уверенного парня, программиста по профессии и филолога по призванию, повлияло несколько факторов. Во-первых, поддержка мамы, которая, стремясь помочь сыну преодолеть недуг, отправляла его на лечение за границу.
Во-вторых, большая любовь к автомобилям и их вождению: перешагнув 18-летний рубеж, парень сдал на права (к слову, он уже 12 лет за рулем). И, наконец, желание помогать людям, посвятив себя общественной деятельности.
– Началось все с того, что я возил небольшие группы людей с инвалидностью в зарубежные лагеря – как правило, в Германию и Норвегию. Приходилось оформлять документы, подавать заявки, договариваться с принимающей стороной, – и эта работа увлекала меня. Сперва это было хобби, ни о каких автопробегах тогда и речи не шло, – вспоминает Дмитрий.
Однако со временем, приобретя опыт, он всерьез задумался о путешествии на машине. Приключение обещало быть интересным: двое из трех попутчиков – люди с инвалидностью, авто, на котором собирались ехать товарищи, отметило 30-летний юбилей.
Автопробег «Дружба на колесах»: белорусы с инвалидностью проехали более 2 тысяч километров по Беларуси
Впечатляла и протяженность маршрута: ребята планировали посетить Брест, Варшаву, Калининград.
– Большинство людей, не имеющих проблем со здоровьем, так же, как и мы, не предполагают, с чем столкнутся в поездке. Даже сейчас, побывав во многих странах, я не знаю, что может произойти в дороге, а тогда и подавно. Преграды в пути носят своего рода социальный эффект, позволяющий туристам чему-то научиться, стать самостоятельнее. Поэтому препятствия не должны пугать. Эту мысль мы доносили людям с инвалидностью во время семинаров и тренингов, которые проводили в первой поездке. Кто-то прислушивался, – говорит собеседник.
Вернувшись на родину, он, вдохновленный первым туром и положительной оценкой знакомых, решил организовывать автопробеги для тех, кто, ввиду ограничений из-за заболевания, никогда не покидал свой город. Так и родился проект «Дружба на колесах». Создатель сразу поставил большую цель, определившись, что вместе с участниками с инвалидностью и волонтерами без недугов (а добровольцы, к слову, охотно поддержали задумку Дмитрия), посетят Париж. Путешествию в город мечты предшествовала большая подготовительная работа: оформление документов и страховок, бронирование гостиниц (некоторые шли навстречу инклюзивной компании, делая скидки), формирование маршрута и поиск мест, которые были бы интересны всем. С последним (а еще готовкой и другими бытовыми вопросами) помогали сами участники – 8 человек в колясках и 2 сопровождающих.
– Одна из задач проекта – раскрыть человека. Он может думать, что путешествие ему не по плечу, и отказаться от этой затеи. Или, что еще хуже, мы, не разглядев потенциал участника, откажем ему в приключении. Поэтому критериев отбора нет, берем попутчиков вне зависимости от диагноза. Единственное, стараемся приглашать тех, кто никуда не ездил, – повествует создатель «Дружбы на колесах».
– Нередко напрашиваются и родители: волнуются, что в дороге их дети не справятся с задачами. Но ребята должны быть автономными от отцов и матерей, а путешествуя в одиночку они станут самостоятельнее. Преодолеть 12 тыс. км и побывать в городах, считающихся основными европейскими туристическими точками (Варшава, Берлин, Прага), двигаясь навстречу к мечте, – задача не из простых, тем более, для путешественников в колясках.
Но белорусов не смутили ни недостатки безбарьерной среды, ни долгая дорога (а за раз искатели приключений могли осилить расстояние в 600-700 км), ни языковые барьеры – в век информационных технологий найти способ коммуникации с иностранцем совсем не сложно.
«Дружба на колесах». Как белорусы с инвалидностью устраивают автопробеги по Европе и мечтают о единомышленниках
– По пути хватало мест с преградами, в основном это музеи, но, как правило, мы их обходили и находили альтернативу. Помню, например, долгое время не могли отыскать Эйфелеву башню, но как только она открылась нашему взору, все испытали огромный восторг. Эти впечатления дорогого стоят, и барьеры не должны быть помехой, чтобы их испытать, – уверен Дмитрий. – Отправляясь в путь, нужно помнить, что идеальной инклюзивности не существует: то, что хорошо для одного, плохо для другого. Важнее экскурсий, пожалуй, возможность комфортно переночевать и провести гигиенические процедуры.
rpt
Разумеется, отсутствие пандусов или тактильной плитки далеко не единственные проблемы, которые могут настичь путников в дороге. Однажды у Дмитрия и его спутников сломалась одна из двух машин, и компании пришлось под Берлином искать детали. Во Франции ребята, оплатив топливо, лишились гораздо большей суммы, чем планировалось изначально. К счастью, часть денег удалось вернуть позже. А в Прибалтике еще во время первой поездки прямо перед паромом заглох мотор автомобиля. На ломаном английском парни пытались объяснить, что им во что бы то ни стало требуется попасть на другой берег, а оказалось, что работник говорит по-русски – получилось забавно и приятно оттого, что в чужой стране встретился земляк. В общем, проблем хватало, но каждую удавалось преодолеть.
– Иногда после автопробегов меня спрашивают, как мы отдохнули. Но наше путешествие – это не совсем отдых. Не сможет человек, не имеющий проблем со здоровьем, прочувствовать, каково это спать нескольким людям с инвалидностью в машине, когда дорога занимает несколько тысяч км, – говорит Дмитрий. – Я очень люблю старт наших поездок, готовясь к новым открытиям, но также мне нравится финиш: я наконец осознаю, что путешествие прошло гладко.
Спустя годы из любительских поездок «Дружба на колесах» превратилась в самостоятельный и полноценный проект, где учтены минусы предыдущих путешествий. В прошлом году из-за коронавируса и закрытых границ автопробег пришлось отменить, зато этим летом, уже четвертый раз, команда единомышленников отправилась в путь, в этот раз решив вдоль и поперек исколесить Беларусь. Парней и девушек очень порадовал Бобруйск: там неплохо обустроена безбарьерная среда. Гродно и Брест тоже близки к идеалу, хоть и есть вопросы. А вот Полоцк, один из древнейших белорусских городов, хоть и впечатлил достопримечательностями, разочаровал высокими бордюрами. Но в целом кругосветка по Беларуси удалась на славу.
– Путешествовать по Беларуси спокойнее, чем по Европе: если кто-нибудь заболеет или почувствует себя неважно, можно довольно быстро доставить его домой на маршрутке или такси. Конечно, в этот раз участникам не довелось посмотреть Париж, но для тех, кто никогда не покидал родной город, поездки по стране имеют тот же эффект, что и за границей. В будущем хочется покататься по России, посмотреть Байкал, изучить, как обстоят дела с безбарьерной средой в стране-соседке, – говорит Дмитрий.
Во время последнего автопробега ребята снимали фильм о «Дружбе на колесах». Надеются, что благодаря ленте, которую Дмитрий думает показать в кинотеатре, о проекте узнает как можно больше людей. Может, благодаря ему люди с инвалидностью решатся путешествовать и открывать в себе новые возможности.
Каролина Губаревич Фото из архива Дмитрия Хмурчика
Источник wmeste.by
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY