На кого распространяется обязанность по ежегодной уплате сбора на финансирование госрасходов и кто от нее освобождается? В каких случаях сумма сбора уменьшается? Чем чревата неуплата или неполная уплата сбора? Как будет осуществляться взаимодействие государственных органов и организаций для выявления плательщиков сбора? На какие цели будут направляться средства от этого сбора? Какие изменения будут внесены в закон о занятости населения в целях реализации декрета №3? Готова ли служба занятости к притоку обращений по содействию в трудоустройстве? На эти и другие вопросы можно получить ответы во время онлайн-конференции на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты. В ней примут участие заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Валерьевич Ковальков, начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Михайлович Рассолько, начальник Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Бегун Алексей Юрьевич, а также специалисты Минтруда и соцзащиты, МНС, МВД.
Валерий Ковальков: Подпунктом 5.15 пункта 5 декрета №3 к периоду участия гражданина в финансировании государственных расходов относится период получения образования только на дневной форме получения образования (за исключением дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов и совершенствования возможностей и способностей личности). При этом не имеет значения, учится он на бюджетном месте или за свой счет.
Алексей Бегун: За неуплату или неполную уплату сбора декрет №3 предусматривает административную ответственность в виде штрафа от двух до четырех базовых величин или административный арест до 15 суток. При этом лица, в отношении которых применено административное взыскание в виде административного ареста, в обязательном порядке (в течение срока его отбывания) будут привлекаться к выполнению общественно полезных работ.
Предваряя вопрос, поясню, что это работа без оплаты, для выполнения которой не требуется определенных профессиональных знаний и навыков, квалификации, имеющая социально полезную значимость для административно-территориальной единицы. Например, уборка улиц, кладбищ, иных объектов социального назначения, сбор камней на полях и т.п. Перечень объектов, на которых будут выполняться общественно полезные работы, и конкретные виды таких работ будут определяться решениями местных исполнительных и распорядительных органов. Порядок привлечения административно арестованных к выполнению общественно полезных работ в части, не урегулированной декретом и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (к примеру, максимальная ежедневная продолжительность, обеспечение инструментами и др.), в ближайшее время будет установлен постановлением Совета Министров.
Валерий Ковальков: Трудовая пенсия должна зарабатываться. Для формирования пенсионных прав за конкретного гражданина в пенсионную систему должны быть уплачены целевые пенсионные взносы.
В соответствии с законодательством в стаж для назначения пенсии включаются периоды работы и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Наряду с работой в стаж для назначения пенсии также засчитываются отдельные социально значимые виды деятельности без уплаты страховых взносов. Это время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, осуществления ухода за инвалидом первой группы и человеком, достигшим 80-летнего возраста, и др. Расширение этих видов деятельности не планируется.
В декрете №3 идет речь о периодах, в течение которых трудоспособные люди не работали, не осуществляли деятельность в соответствии с законодательством. В этой связи их обязывают уплатить государству соответствующий сбор. Зачет в стаж для назначения пенсии таких периодов неоправдан.
Валерий Ковальков: Будет формироваться список плательщиков сбора на финансирование государственных расходов. Для этого Министерство по налогам и сборам совместно с государственными органами, подчиненными Президенту, республиканскими органами госуправления, местными исполнительными и распорядительными органами ежегодно будет формировать информационную базу плательщиков сбора. База данных в региональном разрезе будет направляться в налоговые органы для принятия мер. Это, в свою очередь, обеспечит планомерную работу налоговых органов по контролю за поступлением доходов в местные бюджеты базового уровня и бюджет Минска.
Валерий Ковальков: Декретом устанавливается порядок взимания сбора. Он будет зачисляться в местные бюджеты базового уровня и бюджет Минска, что позволит увеличить ресурсную базу этих органов власти и направить дополнительные средства на решение актуальных задач.
Валерий Ковальков: Плательщиками сбора на финансирование государственных расходов признаются трудоспособные граждане Беларуси, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в республике, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в календарном году.
Михаил Рассолько: В соответствии с декретом гражданин обязан заплатить в бюджет сбор на финансирование госрасходов за соответствующий год в сумме 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января налогового периода.
В целях стимулирования плательщиков к уплате сбора самостоятельно декретом предусматривается уменьшение размера сбора. Если плательщики сбора в период с 1 августа текущего налогового периода и не позднее 31 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, уведомят налоговый орган по месту своей регистрации о неучастии в финансировании госрасходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней, а также уплатят сбор не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то сумма сбора уменьшается на 10%.
От уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые за этот период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин. При уплате этих налогов в размере менее 20 базовых величин подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на сумму уплаченных налогов.
Валерий Ковальков: Предлагается сократить до 5 дней срок уведомления нанимателями об образовавшихся вакансиях (сейчас — 14 дней), одновременно увеличив размеры штрафа за нарушение установленного срока. Предусматривается также установить обязанность нанимателей по информированию службы занятости о предстоящем высвобождении работников с целью оперативного оказания им содействия в трудоустройстве, минуя стадию безработицы. Полагаем, что такие изменения позволят более оперативно оказывать содействие безработным в трудоустройстве.
Валерий Ковальков: В соответствии с декретом гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) независимо от того, работает он на условиях полного или неполного рабочего времени (то есть на полставки или на полную ставку).
Валерий Ковальков: Согласно законодательству в случае нуждаемости инвалида первой группы в постоянном постороннем уходе (заключение врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения, индивидуальная программа реабилитации инвалида) лицу, осуществляющему уход, может быть назначено пособие по уходу за инвалидом первой группы, выплата которого производится из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.
В соответствии с подпунктом 5.17 пункта 5 декрета в период получения пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения граждане признаются участвующими в финансировании государственных расходов.
Валерий Ковальков: Да, действительно сегодня ситуация на рынке труда республики характеризуется снижением спроса на рабочую силу, а также увеличением количества зарегистрированных безработных. На 1 марта нынешнего года наниматели заявили в службу занятости о 26,5 тыс. вакансий, на учете состояло 35,9 тыс. безработных, уровень зарегистрированной безработицы составил 0,8% от численности экономически активного населения (при прогнозе на конец года — 1,5%). В этих условиях территориальные службы занятости увеличили направление безработных на обучение (переобучение), чтобы они получили профессию, востребованную на рынке труда, и быстрее нашли работу. По сравнению с 2014 годом численность направленных на обучение безработных увеличилась на 40%. Также активизировано направление граждан (и безработных, и тех, кто не имеет статуса безработного, но желает получить дополнительный доход) на оплачиваемые общественные работы.
Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2015 год определены мероприятия активных мер политики занятости, в том числе переселение безработных на новое место жительства и работы, предоставление субсидий для открытия собственного дела, адаптация инвалидов к трудовой деятельности и др. На реализацию госпрограммы предусмотрено Br241 млрд 150 млн.
Валерий Ковальков: Подпунктом 5.14 пункта 5 декрета гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период воспитания в семье матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей. Период участия в финансировании госрасходов для многодетной семьи ограничен возрастом наступления совершеннолетия старшего из троих детей.
В соответствии со ст. 62 Кодекса о браке и семье многодетной является семья, в которой на иждивении и воспитании находятся трое и более детей. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме. По достижении 18-летнего возраста, а также в иных случаях, установленных Гражданским кодексом, гражданин способен своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, то есть он является полностью дееспособным.
Основываясь на этих нормах и нормах постановления Совета Министров от 28 июля 2011 года №1009 «Об утверждении образца удостоверения многодетной семьи и Положения о порядке выдачи удостоверения многодетной семьи» семья утрачивает статус многодетной при достижении 18-летнего возраста старшим из трех детей.
Таким образом, мать после достижения совершеннолетия старшим ребенком в случае ее неучастия в финансировании государственных расходов обязана будет уплатить сбор. При этом, если в семье воспитывается хотя бы один ребенок в возрасте до 7 лет, мать по-прежнему будет признаваться участвующей в финансировании госрасходов, то есть не будет уплачивать сбор.
Валерий Ковальков: Декретом признается участвующим в финансировании государственных расходов один из родителей (усыновителей, опекунов и др.), воспитывающий ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей.
С учетом норм статьи 32 Конституции Республики Беларусь о равноправии мужчин и женщин в семейных отношениях решение об уплате сбора одним из родителей должно приниматься семьей.
Михаил Рассолько: Подпунктом 3.1 пункта 3 декрета №3 от уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождены граждане, которые фактически находились на территории Беларуси менее 183 календарных дней. Понятно, что факт нахождения за пределами республики должен быть подтвержден документально. Если гражданин работает в России легально, то у него проблем по данному вопросу не возникнет.
Михаил Рассолько: День въезда (выезда) в Беларусь (из Беларуси) физического лица определяется на основании проездных документов, отметок, вносимых в документы, удостоверяющие личность, иных документов, позволяющих определить день въезда (выезда).
Если документы не позволяют однозначно определить время фактического нахождения физического лица на территории республики, плательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие место его фактического нахождения в течение календарного года, а также любые другие документы, которые могут служить основанием для определения места его фактического нахождения. Это документ, удостоверяющий личность; копии документов, подтверждающих место жительства (при его наличии) на территории Беларуси или иностранного государства (копии договора купли-продажи, найма (поднайма) жилого помещения и другие); копии документов, подтверждающих получение на территории Беларуси или иностранного государства доходов по трудовым, гражданско-правовым договорам; копии иных документов, подтверждающих место фактического нахождения на территории республики или иностранного государства (жительства, пребывания, работы, службы, учебы) физического лица в течение календарного года (годов); копии иных документов, подтверждающих въезд в Беларусь (выезд из Беларуси) и время пребывания на территории Беларуси или иностранного государства.
Валерий Ковальков: Участием в финансировании госрасходов для одного из родителей засчитываются периоды воспитания в семье детей в возрасте до 7 лет, поскольку получение дошкольного образования в соответствии с законодательством не является обязательным и обеспеченность детей местами в учреждениях дошкольного образования составляет в настоящее время менее 100% (в 2013 году — 74,5%). Кроме того, обучение в учреждениях общего среднего образования начинается с 6- либо 7-летнего возраста ребенка в зависимости от медицинских и иных показаний (например, разный уровень адаптации у детей к детскому коллективу, связанный с особенностями психофизического развития ребенка и др.), то есть имеется необходимость ухода за детьми дошкольного возраста. Уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, воспитание трех и более несовершеннолетних детей также учитывается как участие в финансировании госрасходов — с целью сохранения последовательности в реализации проводимой государством семейной политики по поддержке особо уязвимых категорий семей.
Валерий Ковальков: В декрете учтены различные варианты занятости граждан. Периодами участия в финансировании государственных расходов считаются периоды осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; выполнения работ по гражданско-правовым договорам; осуществления ремесленной деятельности; а также периоды, в течение которых гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте, поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом.
Михаил Рассолько: Согласно пункту 5 декрета №3 гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту). Пунктом 6 декрета установлено, что такие периоды работы суммируются, если они не совпадают по времени, а в случае совпадения по времени учитывается один из таких периодов. Таким образом, при неосуществлении вами иной деятельности и отсутствием оснований для льгот период вашего участия в финансировании государственных расходов составит 151 календарный день. Соответственно вы будете являться плательщиком сбора на финансирование государственных расходов. Его размер будет определяться с учетом подпункта 3.2 пункта 3 декрета.
Михаил Рассолько: Если в течение 2015 года вы более 183 календарных дней будете воспитывать ребенка в возрасте до 7 лет, то вы не будете являться плательщиком сбора на финансирование государственных расходов. Документами, подтверждающими такой факт, могут служить копия свидетельства о рождении ребенка и информация о периоде и месте работы вашей супруги.
Михаил Рассолько: Для лиц, уплативших в 2015 году подоходный налог или ряд иных указанных в декрете налогов, предусмотрено уменьшение подлежащей к уплате суммы сбора на суммы уплаченных налогов (пункт 8 декрета), а в случае уплаты подоходного налога в 2015 году в размере более 20 базовых величин уплата сбора не потребуется (подпункт 3.2 пункта 3 декрета).
Михаил Рассолько: Нет. Подпунктом 5.8 пункта 5 декрета №3 установлено, что гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период осуществления ремесленной деятельности, но при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный календарный год в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год. То есть от уплаты сбора могут быть освобождены только лица, осуществлявшие в 2015 году ремесленную деятельность и уплатившие сбор за осуществление ремесленной деятельности на 2015 год не позднее 28 декабря 2014 года.
Михаил Рассолько: Декретом предусмотрено установление порядка взаимодействия государственных органов и организаций в целях создания базы данных плательщиков. Только после создания базы можно будет определить их количество.
Михаил Рассолько: Полагаем, что такой возможностью граждане воспользуются, но вместе с тем об их количестве мы узнаем только 31 мая 2016 года.
Михаил Рассолько: Для целей декрета №3 гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве или выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин. В том случае если гражданин работает без официального оформления выполняемой работы и без уплаты налогов, то он будет являться плательщиком сбора.
Вместе с тем, от уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые за этот период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин.
При уплате этих налогов в размере менее 20 базовых величин подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на сумму уплаченных налогов.
Таким образом, для физических лиц, уплативших за 2015 год подоходный налог с доходов от фрилансерства, предусмотрено уменьшение подлежащей к уплате суммы сбора на сумму уплаченного налога (пункт 8 декрета), а в случае уплаты подоходного налога за 2015 году в размере более 20 базовых величин уплата сбора не потребуется (подпункт 3.2 пункта 3 декрета).
Михаил Рассолько: В первую очередь будут проверены граждане, не участвовавшие в финансировании государственных расходов, но при этом совершавшие дорогостоящие покупки.
Михаил Рассолько: Такой механизм предусмотрен пунктом 11 декрета. Так, гражданин вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы, пояснения, который свидетельствуют об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении суммы сбора. Эти документы, пояснения рассматриваются налоговым органом в течение месяца. Меры по взысканию сбора в это время приниматься не будут. В указанный срок налоговый орган примет решение о подтверждении ранее врученного извещения, внесении в него изменений, либо аннулировании. В случае пропуска по уважительной причине срока представления документов, пояснений этот срок по заявлению гражданина может быть восстановлен.
Алексей Бегун: В Кодекс об административных правонарушениях будет внесен новый состав административного правонарушения, о котором идет речь в декрете №3 (неуплата или неполная уплата сбора). В Процессуально-исполнительном кодексе в основном будут дополнительно урегулированы вопросы отбывания административного ареста с обязательным привлечением к общественно полезным работам, дополнены обязанности административно арестованных.
Михаил Рассолько: Согласно пункту 5 декрета гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту). Таким образом, при осуществлении трудовой деятельности более 183 календарных дней в году, он не будет являться плательщиком сбора, независимо от суммы налога, уплаченного им в течение года.
Михаил Рассолько: Декрет был подготовлен, в том числе в целях обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей. К сожалению, факты сокрытия гражданами доходов от налогообложения и получения теневых доходов все еще имеют место. Принятие декрета будет способствовать искоренению таких негативных фактов, как выплата зарплаты в конвертах или получения доходов от незарегистрированной предпринимательской деятельности.
Алексей Бегун: Да, будут. Такой механизм предусмотрен ст. 7 закона «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», которой определено, что право гражданина Беларуси на выезд из страны может быть временно ограничено, если он не исполняет без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед Республикой Беларусь. Ограничения в праве на выезд за границу этой категории лиц будут осуществляться на основании решений суда.
Алексей Бегун: Требования декрета №3 распространяются на лиц, постоянно проживающих в Республике Беларусь. Если вы приезжаете в Беларусь раз в год, но являетесь постоянным ее жителем, нормы декрета на вас распространяться не будут. Однако факт проживания за пределами Беларуси более 183 дней в году вам потребуется доказать в налоговых органах по месту жительства.
Алексей Бегун: В настоящее время в Республике Беларусь проживает более 165 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство. По предварительной оценке МВД, около 10 тыс. иностранцев могут стать плательщиками сбора на финансирование государственных расходов.
МВД совместно с Фондом социальной защиты населения являются первичными источниками персональных данных граждан, которые будут обязаны возмещать государственные расходы. Механизм взыскания финансовых средств аналогичен установленному для граждан Беларуси.
Михаил Рассолько: На этот вопрос можно ответить, что дело в социальной справедливости. Ведь работающие граждане также покупают товары в магазине, но помимо этого еще уплачивают и подоходный налог с заработной платы и иных доходов, а также отчисления в Фонд социальной защиты населения.
Валерий Ковальков: Действительно, в соответствии со ст.3 закона «О занятости населения Республики Беларусь» регистрация гражданина безработным осуществляется по месту его постоянного проживания. В то же время получить содействие в трудоустройстве вы можете (без предоставления официального статуса «безработного»), обратившись в службу занятости города Молодечно.
Валерий Ковальков: Согласно п.п.5.17 пункта 5 декрета №3 период получения пособия по уходу за инвалидом I группы является периодом участия в финансировании государственных расходов. Таким образом, в период получения пособия вы не будете являться плательщиком сбора.
Валерий Ковальков: В соответствии с декретом №3 гражданин обязан заплатить в бюджет за соответствующий год сбор на финансирование государственных расходов в сумме 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода. Сумма в размере 20 базовых величин ориентировочно соответствует средней полугодовой сумме подоходного налога с физических лиц, уплаченного плательщиками такого налога в 2013 году.
Валерий Ковальков: Думаю, этому человеку все-таки необходимо предпринять усилия по трудоустройству либо занятию любым видом деятельности, не запрещенным законодательством и приносящим доход (заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу). Если самостоятельно не получается, рекомендую обратиться в службу занятости по месту жительства.
Алексей Бегун: Наличие или отсутствие регистрации по месту жительства у гражданина Республики Беларусь не освобождает его от выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, в том числе положениями декрета №3.
Валерий Ковальков: В декрете заложена норма по освобождению от уплаты сбора лиц, которые ухаживают за инвалидами I группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста. Если родственник тяжело болен, возможно, есть смысл подумать над установлением группы инвалидности. Тем более что лицо, ухаживающее за инвалидом I группы, имеет право, при определенных обстоятельствах, на пособие по уходу.
Моя жена, так же как и я, является одновременно гражданкой России и Беларуси. В Республике Беларусь она зарегистрирована в Жлобине, в России — в городе Хабаровске. Преимущественно проживает в России (более 183 дней в году), некоторую часть года в Монголии. Паспорт серии PP в Беларуси не получала. На консульском учете в консульстве не состоит. Работает по трудовому договору в качестве гражданки России с российской же организацией. Налог на доходы уплачивается в бюджет России и бюджет Монголии. Доходов на территории Республики Беларусь и из источников в Республике Беларусь нет и не предвидится. Какие документы будут являться достаточными для подтверждения, что гражданин Беларуси и одновременно гражданин России преимущественно проживает на территории России? Можно ли уведомить компетентные органы по почте или через посольство Беларуси? Прилететь в Минск не представляется возможным в связи с крайне дорогими авиабилетами.
Алексей Бегун: В соответствии с законом о гражданстве Республики Беларусь за белорусским гражданином не признается гражданство другого государства. В этой связи для всех правоотношений в Беларуси вы является ее гражданином, постоянно проживающим в стране. День въезда (выезда) в страну (из страны) физического лица определяется на основании проездных документов, отметок, вносимых в документы, удостоверяющие личность, иных документов, позволяющих определить этот день. Если указанные документы не дают возможности однозначно определить время фактического нахождения физического лица на территории Беларуси, плательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие место его фактического нахождения в течение календарного года, а также любые другие документы, которые могут служить основанием для определения места его фактического нахождения.
В этом перечне документ, удостоверяющий личность; копии документов, подтверждающих место жительства (при его наличии) на территории Беларуси или иностранного государства (копии договора купли-продажи, найма (поднайма) жилого помещения и другие); копии документов, подтверждающих получение на территории Беларуси или иностранного государства доходов по трудовым, гражданско-правовым договорам. Можно также предоставить копии иных документов, подтверждающих место фактического нахождения в стране или в иностранном государстве (жительства, пребывания, работы, службы, учебы) физического лица в течение календарного года (лет), или других документов, подтверждающих въезд (выезд) в Беларусь и время пребывания на территории страны или иностранного государства.
Валерий Ковальков: Норма об освобождении от уплаты сбора лиц, проживающих в сельской местности или поселке городского типа и ведущих личное подсобное хозяйство, предусмотрена пунктом 5.11 декрета №3. В определенной мере такая категория граждан была освобождена от уплаты сбора, в том числе и с определенными сложностями при трудоустройстве. Сегодня из 27 тыс. заявленных вакансий 82% приходится на городскую местность.
Валерий Ковальков: Подпунктом 5.9. пункта 5 декрета №3 к периоду участия в финансировании государственных расходов относится период осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством.
Порядок уплаты членских взносов определяется уставом общественного объединения (союза). Как правило, устав принимается на съезде общественного объединения (союза) и обязателен для исполнения всеми его членами.
Автору вопроса необходимо обратиться к руководителю общественного объединения (союза) за разъяснениями и для ознакомления с уставом объединения. Данный аспект также отражен в ст. 21 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях».
Валерий Ковальков: Согласно ст. 20 Гражданского кодекса РБ при вступлении в брак до достижения 18 лет гражданин приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Таким образом, при вступлении в брак дочь не будет учитываться в составе вашей семьи.
Алексей Бегун: Общественно полезная работа — это работа без оплаты, для выполнения которой не требуется наличия определенных профессиональных знаний и навыков, квалификации, имеющая социально полезную значимость для административно-территориальной единицы.
Например, уборка улиц, кладбищ, иных объектов социального назначения, сбор камней на полях и т.п. Перечень объектов, на которых будут выполняться общественно полезные работы, конкретные виды таких работ будут определяться решениями местных исполнительных и распорядительных органов.
Вопросы, касающиеся порядка привлечения административно арестованных к выполнению общественно полезных работ в части, не урегулированной декретом и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (к примеру, максимальная ежедневная продолжительность, обеспечение инструментами), в ближайшее время будут установлены постановлением Совета Министров.
В настоящее время ст.18.10 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий за невыполнение административно арестованными установленных для них обязанностей: выговор, внеочередное дежурство по уборке помещений, карцер или содержание в одиночной камере.
Валерий Ковальков: В соответствии с декретом гражданин в случае неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде будет обязан заплатить в бюджет за соответствующий год сбор в сумме 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода.
Извещение на уплату сбора налоговый орган вручит плательщику до 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. В первый раз — до 1 октября 2016 года, соответственно сбор нужно будет заплатить в срок до 15 ноября.
Декрет предусматривает уменьшение размера сбора в целях стимулирования к его самостоятельной уплате. Сумма будет уменьшена на 10%, если плательщики сбора с 1 августа и не позднее 31 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, уведомят налоговый орган по месту своей регистрации о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней. На 10% меньше нужно будет уплатить и тем, кто на основании извещения рассчитался до 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Валерий Ковальков: Согласно нормам декрета №3 плательщиками сбора являются лица, не участвующие в финансировании государственных расходов, либо участвующие в финансировании менее 183 дней. Что касается уплаты сбора лицами без определенного места жительства, а также как планируется организовывать взаимодействие по выявлению граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов, то ответы на эти вопросы уже были даны.
Валерий Ковальков: По данным вопросам рекомендуем обратиться в Министерство культуры и Министерство информации.
Валерий Ковальков: Конституция предусматривает обязанность граждан участвовать в финансировании государственных расходов. Я думаю, что эта норма распространяется на граждан, которые смогли накопить денег.
Михаил Рассолько: Плательщиками сбора на финансирование государственных расходов признаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде. Таким образом, гражданин Российской Федерации, получивший разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае его неучастия в Республике Беларусь в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде будет являться плательщиком сбора.
Валерий Ковальков: Конституцией Беларуси установлена обязанность каждого гражданина участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей (статья 56). Каждый гражданин уплачивает налоги со своих доходов, вне зависимости от их размера.
Сбор, предусмотренный декретом №3, также не зависит от размера дохода. Взаимозачет дохода между членами семьи декрет не предусматривает, сбор каждый уплачивает индивидуально.
Олег Токун: В соответствии с пунктом 5.15 декрета №3 гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период получения образования дневной формы. Что касается трудоустройства, рекомендуем обратиться в местный центр занятости, где окажут содействие в трудоустройстве. Сегодня в Гомельской области 51 вакансия зоотехника.
Валентина Масловская: В декрете учтены разные варианты занятости граждан различными видами деятельности в соответствии с законодательством. В частности, к участию в финансировании государственных расходов учитываются периоды осуществления видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 295 Налогового кодекса Республики Беларусь, например, репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию). Таким образом, физическое лицо, осуществляющее деятельность в качестве репетитора более 183 календарных дней в году, не является плательщиком сбора на финансирование государственных расходов. Если же такая деятельность осуществлялась менее 183 дней, то сумма сбора уменьшается на сумму уплаченного единого налога.
Валерий Ковальков: Согласно пункту 5.12 декрета №3, гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период, в течение которого он был зарегистрирован в качестве безработного, проходил обучение по направлению службы занятости. Сегодня в городе Речица нанимателями заявлено 80 вакансий. Кроме того, служба занятости может предложить вам пройти обучение по новой профессии, если не имеется возможности трудоустройства по имеющейся у вас профессии.
Михаил Рассолько: Подпунктом 5.8 пункта 5 декрета №3 установлено, что гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период осуществления ремесленной деятельности, но при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный календарный год в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год. То есть от уплаты сбора освобождаются лица, осуществлявшие более 183 календарных дней в 2015 году ремесленную деятельность, и уплатившие сбор за осуществление ремесленной деятельности на 2015 год не позднее 28 декабря 2014 года.
Олег Токун: В соответствии с пунктом 5.14 декрета гражданин признантся участвующим в финансировании государственных расходов в период воспитания в семье матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет. Таким образом, если вы фактически осуществляете уход за ребенком в возрасте 3,5 года, то вы не относитесь к плательщикам сбора на финансирование государственных расходов.
Валерий Ковальков: Декретом гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) без учета продолжительности рабочего времени.
БЕЛТА
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY