Заседание Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов прошло на базе спортивно-развлекательного комплекса «Чижовка-Арена» под председательством вице-премьера Беларуси Игоря Петришенко. Члены совета обсудили направления развития инклюзивного спорта, достижения в данной области и перспективы. Узнаем, какие основные вопросы были озвучены на встрече.
Заседание началось с обзорной экскурсии в Городском центре олимпийского резерва по гребным видам спорта. Экскурсией руководила Людмила Волчек, чемпионка паралимпийских игр и заслуженный мастер спорта Республики Беларусь. Спортсменка познакомила участников заседания с работой центра и организацией в нем безбарьерной среды. Затем членов совета ожидала обзорная экскурсия по спортивному комплексу «Чижовка-Арена».
– Занятие паралимпийскими видами спорта идет активно. В стране 150 объектов позволяют заниматься физической культурой и спортом людям с инвалидностью. Более 500 граждан являются членами паралимпийской сборной и занимаются спортом на профессиональной основе, – сказал Игорь Петришенко, заместитель премьер-министра Республики Беларусь.
Заседание открыл первый заместитель министра спорта и туризма Вячеслав Дурнов с докладом о развитии инклюзивного спорта. Он рассказал, что согласно статистике, 22,5 тысячи человек с инвалидностью занимаются физической культурой и спортом на регулярной основе. Физкультурно-спортивные сооружения оснащаются элементами безбарьерной среды.
Министерством спорта и туризма в 2021 году проведен ряд республиканских спортивно-массовых мероприятий для людей с инвалидностью, в которых приняло участие 1133 человека. Среди мероприятий – традиционные республиканские спартакиады, туристический слет инвалидов-колясочников, республиканские спартакиады для молодежи среди инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, республиканский спортивный слет инвалидов-колясочников, турнир по баскетболу и другие. Для людей с инвалидностью проведено также 1186 областных, городских и районных спортивно-массовых мероприятий с участием более 20 тысяч человек, 3889 из которых – дети и подростки.
Для организации культурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства работает 146 физкультурно-оздоровительных спортивных центров, в которых создано 135 групп и секций по различным видам спорта. В них занимается 990 человек с особенностями психофизического развития, среди которых более 150 детей и подростков. Работу в центрах проводят 39 инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре. В центрах с платными услугами для занятий людям с инвалидностью предусмотрена система скидок и бонусов.
Для развития паралимпийского и дефлимпийского движения регионов страны в 23 специализированных учебных спортивных учреждениях осуществляется подготовка 548 спортсменов с инвалидностью, с которыми проводят тренировочные учебные занятия 105 тренеров-преподавателей. В 2017 году создано учреждение Гомельский областной центр олимпийского резерва по паралимпийским и дефлимпийским видам спорта. В нем открыты 25 учебных групп по 12 видам спорта. Вячеслав Дурнов отметил, что данный центр служит отличным примером для региональных спортивных учреждений. В центре обучаются 27 человек, с которыми работают 29 тренеров, наблюдается большой прирост посетителей.
В 2021 году по результатам выступления на международных соревнованиях 45 молодых спортсменов стали стипендиатами Специального фонда президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Кроме того, 7 молодых спортсменов и 4 тренера-преподавателя являлись стипендиатами Президентского спортивного клуба, 30 спортсменов получали стипендии за счет средств местных бюджетов.
По теме образования в сфере физической культуры и спорта выступил заместитель министра образования Александр Кадлубай. Он отметил, что в системе образования создаются необходимые условия для развития физической культуры. Составляющими эффективной работы являются наличие современной материально-технической базы и квалифицированных кадров в учреждениях.
В учреждениях общего среднего и специального образований для обучения физическому воспитанию используется более 13 тысяч культурно-спортивных сооружений, в учреждениях высшего образования – 806. Обеспеченность спортивным инвентарем в учреждениях общего среднего образования, в которых обучаются дети с инвалидностью, составляет 95%, среднего специального – 90%, вузах – 70%.
Традиционно результативными направлениями в белорусском паралимпийском спорте остаются плавание, легкая атлетика, фехтование, лыжные гонки и биатлон. В дефлимпийских – плавание, легкая атлетика, борьба вольная и греко-римская.
– В текущем учебном году в учреждениях общего среднего образования обучаются более 75 тысяч детей с особенностями психофизического развития. Из них – более 9000 с инвалидностью. На уровнях профессионально-технического образования, средне-специального и высшего – порядка 2500. Более 70% учащихся с инвалидностью в учреждениях дошкольного среднего образования обучаются в условиях интеграции. Это позволяет максимально включать их вместе с другими обучающимися в физкультурно-оздоровительные мероприятия, – заявил Александр Кадлубай.
Качество образовательного процесса и профессионализм педагогов зависит от постоянного прохождения курсов повышения квалификации и актуальности их содержания. В связи с этим требуется организация курсов повышения квалификации для учителей, преподающих адаптивную физическую культуру для учеников с нарушением зрения, функций опорно-двигательного аппарата, тяжелыми физическими и психическими нарушениями.
Для максимального использования воспитательного потенциала на культурно-оздоровительные и спортивные массовые мероприятия с обучающимися приглашаются выдающиеся белорусские спортсмены, организовано взаимодействие с благотворительным фондом Алексея Талая.
Председатель Паралимпийского комитета Беларуси Олег Шепель отметил, что сейчас в Белорусском государственном университете физической культуры учатся или закончили обучение в прошлом году 23 тренера, которые были паралимпийскими спортсменами. Они работают с людьми с инвалидностью. Кроме того, на практику в Паралимпийский комитет приглашаются студенты. Некоторые из них впоследствии остаются работать.
Председатель Паралимпийского комитета Беларуси Олег Шепель
– При подготовке спортсменов также должны проходить интегрированные тренировки. Необходимо делать все возможное, чтобы спортсмены-паралимпийцы занимались у здоровых тренеров и со здоровыми спортсменами. Это стимулирует, а также позволяет здоровому человеку понять людей с инвалидностью. Как показывает практика, сначала есть недопонимание и боязнь, а через полгода они становятся лучшими друзьями и общаются не только на тренировках, но и в свободное время. Я считаю, что это правильный подход, – добавил Олег Шепель.
По мнению председателя Паралимпийского комитета, хороший пример интегрированных классов показал Гомельский ФОК: в учреждении олимпийские и паралимпийские спорт- смены тренируются вместе.
Вячеслав Дурнов отметил основные задачи по развитию спорта среди людей с инвалидностью. Среди них – доступность физкультурно-спортивных сооружений с учетом комплексного подхода, информирование о возможности посещения доступных центров, обеспечение участия национальных сборных команд в спортивных соревнованиях. С целью повышения массовости физкультурного движения и поиска новых специалистов необходимо привлечение студентов и выпускников к работе со спортсменами с инвалидностью, в том числе учебных практик на базе спортивных учреждений по паралимпийским и дефлимпийским видам спорта, посещение регионов с целью поиска молодых перспективных спортсменов, способных составлять конкуренцию ведущим, а также тренерского состава, способного ставить цели и добиваться их. Среди задач стоит проведение семинаров для тренеров и судей, проведение работы по привлечению специалистов в физкультурно-оздоровительные центры по работе с людьми с инвалидностью Также следует организовать поиск дополнительных форм поощрения спортсменов и тренеров имеющих положительную динамику результатов.
Проблемным вопросом остается массовость физкультурного движения среди людей с инвалидностью. В ходе коллективного обсуждения члены комиссии пришли к выводу, что необходимо повышать интерес молодежи к спорту при помощи агитации, информационной деятельности, интегрированного обучения, встреч и мастер-классов от ведущих спортсменов.
Заместитель министра спорта и туризма также добавил, что необходимо создать для молодежи группы в училищах олимпийского резерва. Однако в Минске не предусмотрены корпуса для учебы и проживания для людей с инвалидностью.
Существует потребность в тренерских кадрах. Необходимо, чтобы спортсмены с инвалидностью получали соответствующее образование и могли тренировать других. Данная практика уже существует: выпускник специальной школы-интерната для детей с нарушениями зрения, мастер спорта международного класса по легкой атлетике Игорь Фортунов является старшим тренером Республиканского центра олимпийской подготовки по легкой атлетике.
Источник wmeste.by
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY