Каково это передвигаться по улицам в инвалидном кресле? С легкостью ли можно попасть в магазин, спуститься в метро или просто прогуляться по парку? Корреспондент агентства «Минск-Новости» решила испытать на себе.
До конца не осознав, на что подписалась, делаю глубокий вдох, сажусь в коляску с ручным приводом и на пару часов забываю о том, что у меня есть ноги. Первые несколько минут в новом положении чувствую себя спокойно: в случае чего подстрахует верный помощник. Роль Санчо Пансы взял на себя редакционный фотограф Павел Русак.
— Ты ведь прочитала, как ей управлять? Знаешь, как преодолеть бордюры, подниматься по пандусам и спускаться с них? — интересуется он, с подозрением глядя на средство передвижения.
Киваю в знак согласия, пытаясь избавиться от сомнений.
Стартуем у здания Белорусского Общества Красного Креста Первомайского района, что на ул. Кузьмы Чорного (именно здесь предоставили коляску). Сперва решаем прогуляться по скверу на ул. Толбухина, затем заглянуть в магазин и, наконец, воспользоваться подземным переходом, ведущим в парк имени Челюскинцев. Берусь за колеса, вращаю и от души радуюсь: управлять моим транспортным средством не так сложно. Энтузиазм поутих у первой же возвышенности: чтобы забраться, нужно приложить немалую силу, иначе коляска скатится вниз, а то и вовсе предательски перевернется. С горем пополам справившись с задачей, держим путь дальше. По дороге к скверу замечаю: у входа в небольшой продуктовый магазин пандуса, как и кнопки вызова помощи, нет, самостоятельно попасть туда невозможно. Впрочем, это смущает меньше, чем маячащая впереди зебра. Владельцы машин останавливаться не торопятся, дорогу уступает водитель троллейбуса. Прямо посреди проезжей части коляска отказывается подчиняться неумелому пассажиру и неуклонно катится вправо. К счастью, компаньон подоспел вовремя, неловкой ситуации удалось избежать.
— А я собралась было вставать. Только представь лица водителей, увидевших чудо: инвалид поднялся на ноги, — говорю Павлу, оказавшись в безопасности.
Во время эксперимента чувствую себя знаменитостью: прохожие, кажется, обращают внимание только на нас. Искоса поглядывает симпатичный молодой человек, оборачиваются любопытные дети. Вытянув шею, смотрит вслед водитель скорой помощи.
В центре сквера замечаю общественный туалет. Самое время припудрить носик. Поскольку отдельного санузла для людей с инвалидностью нет, придется довольствоваться женским. Увы, и сюда заглянуть не получится. Чтобы воспользоваться уборной, следует спуститься с довольно крутой лестницы, рискуя при этом разбить голову или застрять в проходе.
— Вот и что делать, если инвалиду срочно понадобится в туалет? — задает риторический вопрос Павел.
Очередное препятствие поджидает нас возле входа в магазин косметики и бытовой химии. Вместо пандуса — небольшая ступенька. Не исключено, что опытный пользователь коляски сумеет ее преодолеть. Мне же, как новичку, без помощника не обойтись. Внутри торговой точки довольно просторные проходы между стеллажами, есть где развернуться. На полках — заманчивые баночки с масками для волос и тела. Пытаюсь дотянуться до той, что повыше, но терплю неудачу и отказываюсь от этой затеи. Одним словом, ложка дегтя нашлась и здесь.
Сломанные ногти, выпачканное колесами пальто, ноющая боль в руках, даже бордюры и выбоины на дорогах, в которых то и дело застревала коляска, показались ерундой, когда пришло время спускаться в подземный переход. В ступоре останавливаюсь у зловещей лестницы, ведущей на станцию метро «Парк Челюскинцев». На сей раз Павел, до этого хорошо справлявшийся с обязанностями сопровождающего, бессилен. Поэтому набираю номер телефона, указанный у входа в подземку, объясняю ситуацию и место пребывания. Голос на другом конце трубки уверяет: несколько минут — и мою просьбу выполнят. Пока жду спасителя, мимо проходит немало людей. Мужчина с маленькой дочкой, хрупкая девушка, пожилой человек — все, словно сговорившись, предлагают помощь. Признаться, такой отзывчивости я не ожидала.
Спустя минут 5 после звонка подходит приветливый сотрудник метрополитена. Так как лифта на станции нет (зато в наличии специальный подъемник, который так и не пригодился), мужчина бережно катит коляску в сторону крутого пандуса (я бы не отважилась им воспользоваться). Оказавшись вниз головой, в ужасе цепляюсь за поручни, в уме рассчитывая, какую скорость может развить средство передвижения и не грозит ли мне реальная инвалидность. Опасения напрасны, работник в целости и сохранности доставил меня к пункту назначения — в парк имени Челюскинцев. Здесь завершается наше путешествие. Вернувшись в обычное положение, перевожу дух. Подумать только: ямки на дорогах, высокие бордюры, лестница — детали, на которые обычный человек вряд ли обратит внимание, могут оказаться большой проблемой для тех, кто прикован к инвалидному креслу. Конечно, город делает многое, чтобы колясочники чувствовали себя комфортно, но впереди немало шагов на пути к созданию инклюзивной среды.
Компетентно
Виталий Германчук, заместитель главы администрации Первомайского района:
— Существует программа, согласно которой районные службы занимаются содержанием и текущим ремонтом дорожных покрытий. Несколько лет назад тротуарные борты для удобства людей с инвалидностью стали понижать до 4 см. Позже в отдельных местах, например на пр. Независимости, ул. Толбухина и других, бордюры опустили до уровня проезжей части. Одномоментно везде произвести такие работы невозможно, но через пару лет мы добьемся этого. Что касается ремонта тротуаров, все выбоины и дефекты стараемся устранять оперативно.
Фото Павла Русака
Источник https://minsknews.by
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY