До злополучной аварии на мотоцикле Александр (ему тогда было 17 лет) учился в колледже машиностроения. Юноша всегда интересовался байками и автомобилями, но учебу пришлось прервать: операция и продолжительный больничный вынудили взять «академ». Но он все же завершил начатое и спустя несколько лет даже вернулся к вождению — установил на свою «Волгу» механизм, который позволял нажимать на педали без помощи ног. Эксперимент удался — и вот уже 15 лет наш герой руководит СТО, где автомобили инвалидов-колясочников переоборудуют под ручное управление.
С Александром мы встречаемся возле небольшого столичного гаража, куда вынужденно (но временно) переехала его СТО. Пока шеф принимает заказ по телефону, Юрий — механик станции — откручивает салазки водительского сиденья у Renault.
«Француз» принадлежит мужчине, который уже обращался к Александру 10 лет назад. Дело в том, что подобная мастерская для нашей страны, можно сказать, единственная в своем роде, поэтому клиенты возвращаются. И не раз.
— Рекорд — один из «постоянников» за все время нашего существования суммарно пригнал к нам 11 машин, среди которых был и грузовой бус. Это, к слову, мой хороший друг. Так получилось, что мы с ним в один месяц попали в аварии. Я буквально сменил его на больничной койке — и с тех пор (уже 23 года) мы дружим. Конечно, вопроса, кому же отдавать свой недавно купленный BMW X6 на установку ручного управления, у него не было, — улыбается наш герой.
При этом Александр отмечает: есть «кулибины», готовые переоборудовать машину под ручное управление, но они находятся в регионах. На СТО же все поставлено на поток: работа занимает около пяти часов. Снять механизм (например, перед продажей) можно за полчаса. А вот перенести его с машины на машину нельзя: проще сделать новый, чем отпиливать, заново сваривать и подгонять по размерам под другой автомобиль.
В месяц на станцию приезжает от четырех до восьми клиентов. Всего через руки Александра прошло более тысячи машин. «До 500 еще считал, а потом перестал», — с улыбкой вспоминает мужчина.
— Присутствие клиента при этом не обязательно. Пригнать авто могут родственники. Все делается индивидуально под каждого человека, в зависимости от его роста и других параметров. Педали не отключаются, заводская конструкция не нарушается, мы делаем дублирующий механизм.
— Сколько стоит установка ручного управления под ключ?
— Около $250—300 в эквиваленте в зависимости от сложности механизма (например, если он с фиксацией тормоза). Можем заказать его из-за границы и подогнать под машину — это будет стоить около $500. Лучше ли иностранное оборудование? По функционалу — то же самое. Я такой механизм недавно заказал из Китая: все детали можно перечертить, отдать на лазерную резку — получишь точно такой же результат.
— Какие машины к вам вообще приезжают?
— Самые разные — от $2000 и до $70 000. Лет десять назад к нам загоняли Chevrolet Express с кучей опций за $120 000. Бус привезли компаньоны его владельца. Сам он жил в Европе: разбился на мотоцикле, и из-за этого появились проблемы с ногами. Его коллеги рассказали, что ни в Германии, ни в Италии никто не взялся за установку ручного управления. А мы выполнили работу за 2—3 дня. Машину забрали, передали заказчику — он связался с нами, поблагодарил и вскоре уехал путешествовать на авто по Европе.
Так что есть много активных колясочников: и машину водят, и путешествуют, и целыми бизнесами руководят. Среда изменилась, стала доступнее: уже точно не то, что было 20 лет назад.
Но, к слову, после переоборудования машины нельзя просто взять и начать колесить по стране: нужно обратиться в ГАИ (если транспортное средство не новое, в противном случае этот шаг пропускается) и получить направление на экспертизу в Институт машиностроения. Там проверят качество механизма и дадут допуск. Лишь затем авто можно будет поставить на учет.
Недавно я был в этом институте: внедряли и документально согласовывали технологию управления машиной для людей, у которых отсутствует одна из ног (например, если у человека нет правой конечности, тогда делается дублирующая педаль газа с левой стороны). Заодно пообщался по поводу нашего ручного управления. Специалисты отметили, что мы все делаем качественно. Бывают нюансы, но редко.
Сейчас в команде с Александром помимо механика работают бухгалтер, у которого вторая группа инвалидности, и менеджер по продажам — тоже инвалид-колясочник. Раньше штат был больше. Но начинал мужчина, как это обычно бывает, один и без помощников: переоборудовал свою первую машину, потом вторую, третью… Помог знакомым — телефонный номер мастера начал ходить по рукам, появились клиенты. Пришлось нанимать троюродного брата. Все работы выполняли на даче — прямо во дворе или в небольшом гараже.
— Где-то с 2003 по 2009 год я через соцзащиту окончил с десяток курсов: и дизайн, и компьютерную графику, и верстку газет, и ретушь проходил, и 3D-моделированием увлекался. Не упускал возможностей. А потом в какой-то момент написал бизнес-план для открытия СТО. Обратился в службу занятости, получил субсидию на покупку первого оборудования. Официально все оформил и отправился в исполком с просьбой помочь с помещением под аренду. Нужно было найти площади во владении госпредприятия: в таком случае, если в штате больше половины сотрудников являются людьми с инвалидностью, можно воспользоваться понижающим коэффициентом на аренду.
Так мы сняли помещение в 136 «квадратов». Изначально за аренду с «коммуналкой» отдавали около 500 рублей в месяц. Чтобы часть площадей не простаивала, мы давали возможность людям с инвалидностью самостоятельно ремонтировать свои коляски: тот, у кого не было средств отдать ее профессионалу, мог обратиться к нам — мы выделяли место и предоставляли наши инструменты.
В последний год на старом месте я даже писал в тематические группы и предлагал всем, у кого есть идеи по каким-либо девайсам или примочкам для колясочников, разместить у нас производство. Один проект в таком ключе удалось реализовать: парень с инвалидностью решил заняться электроприставками для колясок. Я с инженерной точки зрения давал советы для его устройства: после сотрудничества с нашей СТО он на процентов 40 улучшил свой продукт. Конечно, мы договорились, что небольшой процент от заработанного он отдает нам.
Но получилось так, что арендодателям, которые периодически менялись, стало невыгодно с нами сотрудничать из-за льгот. Поэтому постоянно менялись условия аренды, в какой-то момент платежи выросли до 1300 рублей. Я устал от этих разборок и решил: пора строить что-то свое.
Выезжаем с Александром за МКАД, чтобы посмотреть на место, где вскоре вновь откроется СТО. Это та самая дача в Ждановичах, где когда-то мужчина устанавливал ручное управление на машины первых клиентов. Недалеко отсюда он попал в ту самую злополучную аварию, после которой уже не смог встать на ноги: вместе с братом они решили погонять на байке, но не справились с управлением и через кусты улетели в поле у дороги. Брат отделался небольшими травмами, а нашему герою повезло значительно меньше — ударился о единственный пенек на пустыре.
Но поговорим лучше не о прошлом, а о будущем. Во дворе Александр демонстрирует: по правую руку хочет возвести гараж для работы с автомобилями, по левую — закончить недостроенный дом.
Второй этаж будет жилым, а первый, с отдельным входом, мужчина отведет под мастерскую для ремонта и изготовления колясок, а также тренажеров для реабилитации. Стоимость последних — €500—600 по курсу. Скопированы они с иностранных, цена которых может достигать €3000.
— В сентябре утеплим потолок, чтобы со второго, недостроенного этажа не тянуло холодом, проведем электричество… В октябре бетоном хотим залить пандус, чтобы создать безбарьерное пространство.
К сожалению, из-за решения переезжать в свое помещение пришлось пожертвовать возможностью помогать людям, которые хотят развивать свои проекты. Но зато для нас это стало пинком для развития. Думаю, все получится.
Источник auto.onliner.by
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY