Ирина Макейчик — бронзовый призёр Кубка мира по танцам на колясках 2015 года, серебряный призёр чемпионата Европы 2016 года, неоднократная чемпионка Беларуси, обладатель золота на открытом чемпионате Германии в этом году. И просто замечательный человек. Ирина согласилась помочь корреспонденту «Электронного Солигорска» протестировать доступность городской среды для людей на инвалидных колясках. Наша цель — узнать, сможет ли колясочник отдохнуть и развлечься вечером в Солигорске: сходить в кафе, кино и ночной клуб.
Мы с Ириной встречаемся на площадке возле магазина «Златка» в конце улицы Заслонова и оговариваем маршрут. Решаем доехать до кинотеатра «Зорка Венера» и по пути посетить кафе, которые нам попадутся, а потом, если получится, заехать в «Паутину».
На дороге, которой ведёт меня Ирина, совсем нет бордюров. «Я, как муравей, знаю тропы, — говорит она. — У меня есть проблема с преодолением бордюров, поэтому ищу дороги, которые мне подходят«. О безбарьерной среде Солигорска Ирина говорит, что всё, в принципе, нормально. Правда, в автобусах она не ездит: у них с мужем есть машина. И вообще, у нас колясочнику самостоятельно попасть в автобус непросто. «Водитель должен выйти, вытащить пандус, потом задвинуть пандус и сесть обратно в свою кабину«, — объясняет Ирина.
С её знакомой девушкой на коляске случилась забавная история. Двое молодых парней решили помочь ей заехать в автобус. Они ухватили коляску за колёса, но не учли, что колёса крутятся. Парни опрокинули девушку на асфальт, испугались, запрыгнули в автобус и уехали. Как знакомая забралась обратно, Ирина не знает: может быть, сама, может быть, помог кто-то ещё.
На нашем пути — ресторан «Терем». Едем туда. До сих пор Ирина обходится без помощи. Говорит, что в «Тереме» уже была несколько раз.
Пандус на входе — широкий и пологий. Ирина заезжает на него без особого труда. Говорит, что вообще идеально было бы, если бы были поручни.
Внутрь Ирина тоже попадает беспрепятственно. Мы решаем выпить чаю. Ирина выбирает пакетик, мы проходим кассу, Ирина управляется с бойлером.
Выбираем зал с большими окнами. Я всё ещё ничем не помогла Ирине. Это значит, в «Терем» колясочник может съездить самостоятельно, один. Пока чаёвничаем, Ирина рассказывает, в каких местах Солигорска бывала она и её друзья на колясках. Говорит, что очень хотела бы побывать в ресторане «Долс», потому что там, судя по фото с сайта, очень красивый интерьер. Но, к сожалению, пока возможности нет: ресторан на втором этаже.
Допиваем чай и едем дальше.
Решаем сделать маленький крюк и перед кино заехать в кафе «Сырный берег». Ирина легко преодолевает перекрёсток.
Пандус на входе в «Сырный берег» — просто мечта. Он пологий, нужной ширины и у него есть закруглённые поручни. Ирина заезжает на широкое крыльцо.
Внутрь тоже попадает самостоятельно. Никаких порожков нет. Есть и пить мы уже не хотим, просто фоткаемся и едем в кино.
По пути нам попадается кофейня. Мы могли бы заехать во внутренний дворик, но нам немного неловко, раз уж заказывать ничего не собираемся. Едем дальше.
Возле универмага — небольшой бетонный заезд. Ирина вспоминает, что когда-то возглавляла общество инвалидов и добивалась, чтобы этот заезд появился. «Эту штуку я «выбила», — не без гордости говорит она. — Сначала она была деревянная«.
Сбоку от кинотеатра есть пиццерия. Ирина пробует заехать по пандусу на крыльцо, но самостоятельно не получается — уклон великоват. Молодые люди, которые стоят рядом, предлагают свою помощь. Мы скорее хотим в кино, поэтому от помощи отказываемся и уезжаем.
Возле кинотеатра обсуждаем, как можно попасть на второй этаж, в кинозал. Ирина рассказывает, что её друзья-колясочники в других городах договаривались, чтобы их пустили в зал через боковой выход, через который обычно зрителей выпускают после сеанса. Едем спросить, можно ли так у нас.
Кассир не знает о возможности попасть в кинозал через другой вход. Но заботливо предлагает придержать нам билеты. Я спрашиваю, что слышно насчёт большого зала. Отвечает, что пока неизвестно, когда он откроется. Мы перемещаемся в холл. Ирину я оставляю рассматривать афишу зала «5D», а сама поднимаюсь наверх, чтобы узнать у сотрудников кинотеатра, как колясочнику попасть в кинозал. Мне отвечают, что в малый зал можно попасть только через одну дверь и через неё же выпускают зрителей. С большим залом, когда он откроется, будет та же ситуация. Есть ещё один выход, но там тоже ступени. В общем, в кинозал колясочнику самостоятельно не попасть. Только если занесут большие сильные друзья.
Я возвращаюсь к своей героине. Она ждёт возле «5D». Я рассказываю неутешительные новости. Но тут понимаю, что в аттракцион «5D» Ирина заехать может. Мы заглядываем внутрь. Ирина говорит, что если кто-то поможет пересесть на кресло для зрителя, то в «5D» колясочнику попасть вполне реально.
Мы огибаем кинотеатр, чтобы посмотреть, есть ли другой выход из зала сзади. 25 лет назад, когда Ирина ещё ходила в кино, он был.
На том месте, где когда-то был выход из кинотеатра, мы находим решётку. Она здесь уже давно.
Мы отправляемся в обход кинотеатра, чтобы посмотреть, что сзади. Там есть выход, но на втором этаже. К нему со двора ведёт лестница. Девушки, которые сидят на крылечке, рассказывают, что через эту дверь зрителей не выпускают.
В общем, мы поняли, что в зал нам не попасть, поэтому решили съездить в клуб. По пути Ирина рассказала, что в фотоателье возле универмага раньше работал очень хороший мастер, который спускался на первый этаж и фотографировал людей с инвалидностью, если те не могли поднятся в студию, а потом приносил фотографии. Мы едем по улице Козлова. Ирина всё ещё ни разу не воспользовалась моей помощью.
Но после перекрёстка с улицей Л. Комсомола нас ждал неприятный сюрприз — слишком высокий бордюр. Тут в первый раз мне пришлось помочь Ирине: приподнять её коляску.
Когда добрались до Набережной, обратили внимание на новый квартал. Там есть подъёмники для колясок возле каждого входа. Ирина рассказывает, что за подъёмники жильцам новых домов приходится доплачивать, и многие недовольны. Но смысл их ставить всё равно есть. Потому что сегодня ты здоров, а завтра — как знать.
Муж Ирины — тренер-инструктор. Он обучает людей, которые оказались в инвалидной коляске, передвигаться в ней и делать простые вещи: одеваться, например. В коляску его ученики попадают по разным причинам. Кто-то неудачно прыгнул в водоём, кто-то попал в аварию. Особенно растёт число колясочников летом. Так что зарекаться не стоит никому.
Мы приближаемся к «Паутине». Хотим попробовать попасть в клуб.
Тут мне пришлось опять помочь Ирине преодолеть бордюр.
Пандус в «Паутине» — головокружительный. Без помощи не заедешь. Я завожу коляску и девушку на высокое крыльцо.
Дальше Ирина едет сама.
Ночной клуб пока закрыт, но Ирина в любом случае не попала бы в него сама: туда ведёт лестница. Возможно, если бы с ней было двое крепких молодых людей, один из которых нёс бы её, а второй — коляску, она и спустилась бы.
От нечего делать проверяем туалет. Здесь никаких претензий: двери широкие, места много, порожков нет.
Мы покидаем клуб и едем к ресторану. Ирина вспоминает, что пара её друзей-колясочников в этом ресторане что-то праздновала. И у них остались очень приятные впечатления. Мы, к сожалению, зайти не смогли. Вероятно, друзей Ирины в тот раз кто-то занёс в ресторан.
Наш эксперимент закончен, и мы возвращаемся по домам. С Ириной прощаемся возле перекрёстка Козлова и Мира. Она призналась, что это была её самая долгая прогулка по Солигорску в коляске.
Олеся Белая, «Электронный Солигорск«
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY