Государство не теряет, предоставляя льготы на благотворительность, а наоборот, приобретает. Такое мнение высказала директор фонда «Шанс» Наталья Маханько на круглом столе «Критерии предоставления налоговых льгот организациям, направляющим средства на благотворительные цели».
Маханько отметила: «В случае предоставления льготы бизнес-компаниям, говорить о том, что государство теряет средства, было бы неправильно. Наверное, никто никогда не считал какой эквивалент суммы на самом деле в виде товаров, услуг поступает в бюджетные организации. В качестве примера можно привести следующее. В прошлом году мы поставили оборудования в организации здравоохранения на сумму более 19 млрд рублей. То есть на самом деле, государство получает гораздо больше, стимулируя бизнес-компании на осуществление благотворительной деятельности«.
Данную точку зрения поддержал и представитель аудиторской компании «Бейкер Тилли Бел» Андрей Журня. Он подчеркнул, что таким образом происходит своеобразное вторичное перераспределение финансов. То есть средства, недополученные государством в следствие освобождения бизнес-компаний от налога на прибыль, — это одна сумма, но сумма почти в шесть раз больше пойдет на конкретное финансирование определенных социальных программ. Поэтому, действительно, говорить о том, что государство теряет, не приходится. При этом очень важно отсечь недобросовестных плательщиков, кто на этом попытается строить схемы по оптимизации налогообложения.
Справка Сегодня налоговым законодательством предусмотрены определенные льготы в отношении организаций, направляющих часть своей прибыли на общественно полезные цели (подп. 1.2 ст. 140 Налогового кодекса). Указанной статьей предусмотрено, что коммерческие организации вправе направлять до 10% от валовой прибыли на строительство объектов физкультурно-спортивного назначения, бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, религиозным организациям, учреждениям социального обслуживания, а также отдельным общественным объединениям, осуществляющим социально-значимую деятельность («Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», Белорусскому детскому фонду и другим). Переданная сумма прибыли не облагается налогом на прибыль. Однако, из этой льготы «выпадает» перечисление денежных средств другим благотворительным организациям (фондам, общественным объединениям, не указанным в перечне). Такие благотворительные организации также выполняют социально-значимые функции, в том числе поддержанные государством в соответствующих программах.
Справка
Сегодня налоговым законодательством предусмотрены определенные льготы в отношении организаций, направляющих часть своей прибыли на общественно полезные цели (подп. 1.2 ст. 140 Налогового кодекса). Указанной статьей предусмотрено, что коммерческие организации вправе направлять до 10% от валовой прибыли на строительство объектов физкультурно-спортивного назначения, бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, религиозным организациям, учреждениям социального обслуживания, а также отдельным общественным объединениям, осуществляющим социально-значимую деятельность («Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», Белорусскому детскому фонду и другим). Переданная сумма прибыли не облагается налогом на прибыль.
Однако, из этой льготы «выпадает» перечисление денежных средств другим благотворительным организациям (фондам, общественным объединениям, не указанным в перечне). Такие благотворительные организации также выполняют социально-значимые функции, в том числе поддержанные государством в соответствующих программах.
Обсуждая концепцию предоставления налоговых льгот организациям, направляющим средства на благотворительные цели, участники круглого стола пришли к выводу о необходимости введения перечня благотворительных организаций, при перечислении которым доноры могли бы воспользоваться льготой. А.Журня отметил: «Перечень действительно упрощает момент принятия решения для донора, потому что для него обязанности по подтверждению этой льготы закончатся ссылкой на перечень и предоставлением платежного поручения о перечислении денег организации из перечня. А вопросы ответственности за использование средств будут перекладываться на руководителя этого фонда«.
Александр Корсак, партнер юридической компании «Арцингер и партнеры» назвал в качестве одного из преимуществ введения перечня организаций, при перечислении средств которым бизнес-компании освобождаются от налога на прибыль, – их надежность. «Деньги в таком случае с большей уверенностью дойдут до адресата. Но в то же самое время если такого перечня не будет, то сильно опасаться, что завтра будут созданы 100, 200, 300 новых организаций и вдруг на них свалится куча денег, не приходится, потому что мы, как и, наверно, многие другие бизнес-компании не перечисляем деньги неизвестным организациям. Поэтому я бы скорее выступил за то, чтобы вход на рынок благотворительных ресурсов был довольно прозрачным, свободным«, – отметил он.
Сергей Дроздовский, заместитель председателя ОО «Белорусское общество инвалидов» затронул тему конечного продукта, т.е. тех людей, ради которых это все делается. «Мы говорим о помощи уязвимым категориям населения. На самом деле никто не знает точно, что такое уязвимые категории населения, — подчеркнул он. — Ни критериев отнесения, ни способов отнесения, ни каких-либо описаний. Чаще всего под этой категорией понимаются пожилые, дети, инвалиды, многодетные семьи. И здесь вот два варианта, два подхода: категориальный и персональный. Категориальный подход приводит к тому, что может появиться какая-нибудь льгота, для нее быстренько организуется организация, которая соответствует многим критериям. С другой стороны, персональной, у нас очень часто путают социальную уязвимость с социальными привилегиями. И здесь, когда мы находим в списке организаций, нуждающихся в поддержке, союз офицеров, то это очень странно. Поэтому, очевидно, что, действительно, это вопрос дискуссионный. Будет список, но к списку ещё нужна процедура, которая позволит включаться в него по заявительному принципу. Сегодня процедуры такой нет«.
В целом участники круглого стола по вопросам предоставления налоговых льгот организациям, направляющим средства на благотворительные цели пришли к выводу о необходимости корректировки законодательства, в частности введения перечня организаций, при перечислении средств которым бизнес-компании освобождаются от налога на прибыль, и определением на законодательном уровне четких критериев, которым должна соответствовать благотворительная организация, чтобы попасть в число «льготируемых».
При этом процедура включения должна носить заявительный характер, и быть максимально понятной и прозрачной. К числу таких критериев эксперты предлагают отнести, прежде всего, срок функционирования благотворительной организации – не менее 3 лет, своевременное предоставление отчетности в течение данного срока, а также осуществление деятельности благотворительной организацией в сферах, определенных в государственных программах.
Выработанные предложения будут переданы в компетентные государственные органы для корректировки законодательства.
TUT.BY
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY