Единственному в Беларуси предприятию, которое занимается производством средств реабилитации инвалидов, — Белорусскому протезно-ортопедическому восстановительному центру (БПОВЦ) — в этом году исполняется 95 лет. За это время предприятие из протезной мастерской выросло до многопрофильного центра с филиалами по всей стране. На учете в центре сегодня состоят более 100 тыс. инвалидов. Как решается вопрос реабилитации людей с ограниченными возможностями, порталу interfax.by рассказал генеральный директор БПОВЦ Владимир Калевич.
— Владимир Анатольевич, ваш центр решает целый ряд проблем, и одна из главных – реабилитация людей с ограниченными возможностями. Насколько вы справляетесь с сегодняшними запросами и потребностями страны? Долго ли человеку приходится ожидать необходимую помощь?
— На сегодняшний день предприятие полностью, 100-процентно закрывает потребность инвалидов Беларуси по протезированию и по обеспечению их техническими средствами реабилитации. Что касается очереди, такие вопросы возникают, например, по протезированию. Это связано с импортной комплектацией, которая ставится на протезы. Не потому, что мы не можем это быстро доставить, а потому что надо пройти ряд согласований. Деньги государственные, и необходимо обосновать вышестоящим органам, почему необходима та или иная комплектация.
Если же это поставка на коммерческой основе, если это не связано с освоением госсредств, то комплектующие доставляются буквально за 3-4 дня. Нами уже налажена логистика с таким мировым производителем комплектующих и протезов, как «Отто Бокк».
— А что касается обеспеченности?
— Эти работы ведутся планово. На учете центра сегодня около 101 тыс. инвалидов (всего в стране 530 тыс. инвалидов по разным категориям). Каждый инвалид состоит на учете не только в нашем центре, но и в областных комитетах по труду, занятости и соцзащите. В нашей стране каждому инвалиду положен бесплатный протез раз в два года. И мы 100-процентно обеспечиваем людей. Потребность Республики Беларусь в технических средствах реабилитации, протезах мы полностью закрываем.
Да, могут быть вопросы по качеству. Понятно, что мир и технический прогресс не стоят на месте. Сегодня есть образцы и более совершенные, чем у нас. Мы это признаем и этот опыт изучаем. Сейчас в конструкторский отдел мы привлекаем прекрасно владеющих компьютерной техникой молодых специалистов, которые приходят к нам со студенческой скамьи. Создаем опытно-конструкторское бюро. Им будет поставлен ряд задач и по инвалидным коляскам, и по другим приспособлениям.
Что касается самых совершенных на сегодняшний день – биопротезов, то в Беларуси они пока, увы, не производятся, отметил В.Калевич. Чтобы развивать это направление, нужна совершенно иная технологическая база.
Вместе с тем белорусским специалистам есть что предложить не только на внутреннем рынке. По словам гендиректора БПОВЦ, в последнее время центр начал развивать новое направление по оказанию услуг иностранцам.
— Происходят локальные конфликты, мы живем в неспокойном мире. И к нам обращаются пациенты из других стран. Мы протезировали граждан Ливии. Подписан договор о намерениях с Ираком, они желают у нас протезироваться.
Также наш центр оказывает и другие виды услуг негражданам Республики Беларусь, такие как, например, обеспечение корсетом Шено для лечения детского сколиоза (искривления позвоночника). Например, были у нас представители Казахстана, обеспечили этим корсетом девочку.
Мы являемся родоначальниками в этой сфере в СНГ. И, к сожалению, вот здесь у нас действительно очередь. Патология настолько быстро прогрессирует, что мы пока не успеваем обеспечивать детей. Но мы включили в план техразвития ряд мероприятий по техническому перевооружению. Также средства направлены на образование, мы привлекали ведущих специалистов, проводили недельный семинар не только на базе нашего минского центра, головного, но и всех филиалов. Сейчас эту работу налаживаем.
— Как создается ваша продукция? И откуда берутся кадры для такой редкой, можно сказать, уникальной работы?
— Специалистов из-за границы мы не выписываем. Это все выпускники наших вузов, в частности БНТУ, где готовят специалистов машиностроительного профиля. На предприятии существует конструкторский отдел. Он разрабатывает все средства технической реабилитации: коляски, костыли, ходунки, вертикализаторы. Также существует технологический отдел, который занимается разработкой швейных изделий – это мягкие части на коляски, лифы, купальники, бандажные изделия. Все разрабатывается у нас на предприятии.
Причем все наши разработки являются изделиями медназначения. Они проходят соответствующие испытания и сертификацию. Есть на предприятии и своя аттестованная лаборатория, где испытывают инвалидные коляски, костыли, ходунки.
— Вы упомянули о том, что стали оказывать услуги иностранцам. А есть ли экспортный потенциал у вашей продукции, есть ли на нее спрос за рубежом?
— Потенциал огромный, но, к сожалению, должного внимания этому направлению на предприятии не уделялось. У нас есть что предложить. С приходом новой команды поставлена задача выйти на внешние рынки. В первую очередь это, конечно, страны СНГ, особенно государства ЕврАзЭС, а впоследствии и другие страны. Сейчас изучаем рынок Азербайджана. Пока экспорт составляет небольшую долю в нашей выручке, но это направление будет очень активно развиваться.
Гендиректор центра отметил, что самыми дорогими изделиями предприятия на сегодняшний день являются протезы, в частности коленные модули. Деталей, входящих в их комплектацию, в Беларуси пока производят мало. Их приходится закупать за рубежом. В целом же по всей линейке продукции центра импортные детали составляют сейчас 42% от общего объема.
Также недешево обходятся индивидуальные коляски, которые разрабатываются под физиологические параметры конкретного человека.
— Нет такого дня, наверное, чтобы я не получал заявки на изготовление индивидуальных колясок. Но есть и серийные модели – комнатные, активного типа, с электроприводом. Кстати, коляска с электроприводом нового поколения – более маневренная, более легкая, оказалась и более дешевой. Мы с этой коляской тоже хотим выходить на внешние рынки.
Собеседник interfax.by напомнил, что в Беларуси есть утвержденный перечень средств реабилитации, которые граждане получают бесплатно. Коляска – раз в пять лет, протез – раз в два года.
— Срок подходит, и люди получают это бесплатно. Мы изготавливаем по заявкам наших областных комитетов продукцию, и они рассчитываются с нами. Но есть и магазин при предприятии, где все это можно купить.
Кстати, на предприятии можно изготовить и индивидуальную ортопедическую обувь. Она показана людям с различными патологиями, которым не подходит обычная обувь. Шьется под конкретного человека и исключительно из натуральных материалов. В прошлом году было выпущено почти 29 тыс. пар такой обуви.
Также выпускается профилактическая обувь как для взрослых, так и для детей, в том числе и рабочая обувь для людей, которые во время работы долгое время находятся на ногах. Такая обувь за счет специальных супинаторов разгружает стопу. «Выигрываем тендеры, много такой обуви продаем на предприятия легкой, радиотехнической промышленности, например на «Интеграл», — отметил В.Калевич, добавив, что в стране хватает недобросовестной рекламы.
— В Беларуси, кроме нашего предприятия, никто ортопедическую обувь не выпускает. Все, что рекламируется, – это неправда, мягко говоря. Чтобы стать ортопедической, обувь должна соответствовать ряду параметров, пройти испытания и быть зарегистрированной.
— Владимир Анатольевич, знаю, что вы производите продукцию и для спортсменов-инвалидов…
— Это не массовое направление. Делаем это по просьбе наших спортсменов-паралимпийцев. Изготавливаем, например, для наших лыжниц специальные санки. У нас есть экспериментальный участок, где осваиваются все новые изделия. Там мы и изготавливаем снаряды, тренажеры для спортсменов. В частности, для бронзового призера в метании копья мы изготовили специальный стул, с которого он метал и завоевал медаль (Александр Трипуть стал бронзовым призером в метании копья на Паралимпиаде в Рио-де-Жанейро, на Паралимпиаде в Афинах в 2004 году он был чемпионом. – ИФ). Он занимается у нас здесь постоянно, проживает. И другие паралимпийцы тоже.
Фото с личной страницы Александра Трипутя в Фейсбуке
Идем всегда навстречу. Ведь иногда чемпионат мира на носу, а снаряд еще не готов. Прикладываем все усилия, чтобы наш спортсмен выступил достойно, откладываем плановую работу.
— Кроме технических средств реабилитации вы ведь предлагаете еще и реабилитацию профессиональную?
— Понятно, что после травмы или ампутации человека, который уже не может работать по своей прежней специальности, надо интегрировать в общество. У нас проводится обучение по ряду специальностей. Их пока пять: обувщик, оператор ПЭВМ, компьютерная графика, маникюр, столяр. Ну, а кроме того, мы учим пользоваться техническими средствами реабилитации. Ведь человеку надо еще научиться пользоваться тем же протезом или коляской.
Главная задача ближайшего времени – образование и техперевооружение. Ведь если продукция предприятия будет хуже мировых аналогов, мы не просто будем получать на нее жалобы, мы не сможем ее продавать.
Гендиректор подчеркнул, что в прошлом году по плану техразвития предприятию было выделено Br12,5 млрд (неденоминированных), из них 2/3 – на строительную работу и 1/3 на техперевооружение. В этом году сумма практически не изменится, но на техперевооружение пойдет уже 2/3 всего объема финансирования.
На предприятии модернизировано швейное производство, на очереди металлообработка (закупка специального программного обеспечения). Ведется работа по облегчению производимых колясок за счет ухода от конструкционной стали и использования алюминия, нержавеющей стали и даже титана. А ведь еще не так давно в Беларуси те же инвалидные коляски не выпускались вообще, все закупалось по импорту.
По словам В.Калевича, в последнее время предприятие активно работает напрямую с инвалидами, чтобы учесть все их пожелания. Перед тем как запустить коляску в серию, специалисты выслушивают все замечания и предложения тех, кому эта продукция предназначена. После запуска в производство опытные образцы снова выносятся на обсуждение, чтобы как можно полнее удовлетворить потребности пациентов.
— Думаю, что они уже почувствовали это. Задача-то наша состоит в том, чтобы облегчить им жизнь. И если это удается, когда нам за работу говорят спасибо – это окрыляет.
В 2016 году БПОВЦ было выпущено:
Для справки Первая протезная мастерская в Беларуси была организована в 1922 году. К началу Великой Отечественной войны в БССР их было создано три. Находились мастерские в подчинении министерства здравоохранения. Позже вопросы оказания протезно-ортопедической помощи перешли в компетенцию министерства социального обеспечения. В 1964 году построен протезный завод со стационаром на 25 коек, в 1988-м — протезно-ортопедический госпиталь с поликлиникой на 300 посещений в смену и стационарным отделением для осуществления протезирования. С 1990 года производственное объединение «Протезист» было переименовано в Республиканское унитарное предприятие «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (РУП БПОВЦ). БПОВЦ оказывает широкий спектр реабилитационных услуг: от проектирования и изготовления инвалидных кресел-колясок, технических средств социальной реабилитации, пошива ортопедической обуви по индивидуальным заказам, стационарного протезирования, обучения ходьбе и пользованию протезами, разностороннего восстановительного лечения до лечебно-оздоровительных и профилактических услуг, возможности получения рабочих специальностей и профессиональной переподготовки с выдачей соответствующих квалификационных документов. В состав предприятия входят 5 филиалов (Барановичи, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев), 5 протезно-ортопедических мастерских и ателье, протезно-ортопедический госпиталь с поликлиникой, лечебно-реабилитационный комплекс, специализированный образовательно-реабилитационный центр.
Первая протезная мастерская в Беларуси была организована в 1922 году. К началу Великой Отечественной войны в БССР их было создано три. Находились мастерские в подчинении министерства здравоохранения. Позже вопросы оказания протезно-ортопедической помощи перешли в компетенцию министерства социального обеспечения.
В 1964 году построен протезный завод со стационаром на 25 коек, в 1988-м — протезно-ортопедический госпиталь с поликлиникой на 300 посещений в смену и стационарным отделением для осуществления протезирования.
С 1990 года производственное объединение «Протезист» было переименовано в Республиканское унитарное предприятие «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (РУП БПОВЦ).
БПОВЦ оказывает широкий спектр реабилитационных услуг: от проектирования и изготовления инвалидных кресел-колясок, технических средств социальной реабилитации, пошива ортопедической обуви по индивидуальным заказам, стационарного протезирования, обучения ходьбе и пользованию протезами, разностороннего восстановительного лечения до лечебно-оздоровительных и профилактических услуг, возможности получения рабочих специальностей и профессиональной переподготовки с выдачей соответствующих квалификационных документов.
В состав предприятия входят 5 филиалов (Барановичи, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев), 5 протезно-ортопедических мастерских и ателье, протезно-ортопедический госпиталь с поликлиникой, лечебно-реабилитационный комплекс, специализированный образовательно-реабилитационный центр.
Источник: https://www.interfax.by/news/belarus/1226098
Ортопедическая обувь у Вас — супер,особенно зимние сапоги на летней подошве.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY