25 декабря в Минске прошел рождественский парад Дедов Морозов и Снегурочек. К ним хотели присоединиться сказочные персонажи на инвалидных колясках, но милиция запретила. По соцсетям гуляет фотография, ставшая символом «безбарьерного парада»: три наряженных колясочника уныло прижались к железной рамке. Деда Мороза на переднем плане зовут Александр. Он рассказал TUT.BY, почему приехал на шествие и чем это закончилось.
Шествие Дедов Морозов и Снегурочек 25 декабря стало главным событием рождественских празднований в Минске. Около 800 человек в костюмах сказочных персонажей прошли от площади Независимости до площади Свободы, где их приветствовал мэр Минска Андрей Шорец.
Колясочники — всего их было 6 или 8 человек — приехали к месту начала парада, когда первые Деды Морозы и Снегурочки уже вышли на проспект Независимости. Ради шествия на главной улице Минска перекрыли движение. Люди на колясках надели костюмы и собрались присоединиться к другим сказочным персонажам.
— К нам подошли двое в штатском и сказали: «Ребята, даже не думайте, в акции вы не участвуете». Мы даже не сказали, чего мы приехали, но нам дали понять, что на шествии нас не будет однозначно, — говорит Александр.
Примерно в это время и был сделан снимок, который разошелся по социальным сетям: печальный Дед Мороз в коляске прижался к железной рамке, наблюдая за «коллегами», которые бодро шагают по проспекту Независимости под руку со Снегурочками.
Колясочники попытались объехать ограждение, но милиция пропустила их, только когда шествие приблизилось к перекрестку проспекта Независимости и улицы Ленина.
— Мы кое-как догоняем это шествие, нам остается метров 20. Выезжаем на перекрытую проезжую часть, чтобы догнать. И снова нам перекрывает дорогу ОМОН. Мы говорим: «Мы отстали, мы с шествием». Нам отвечают, что Дедов Морозов на колясках не положено пускать.
Колясочникам предложили съехать с проезжей части на тротуар. Аргументы о том, что там много людей, бордюры и вообще неудобно, не подействовали. Омоновцы стали теснить инвалидов с проезжей части. В итоге Деды Морозы в колясках остановились возле ратуши: дальше ехать не было смысла.
Напомним, председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Жанна Романович рассказала TUT.BY, что колясочников не пустили на шествие ради их же безопасности.
— Если бы они заранее обратились в Мингорисполком или в администрацию одного из районов, то мы сформировали бы группу, выделили бы волонтеров и ассистентов, которые бы могли обеспечить безопасность колясочникам. Но к нам никто не обращался, а решить вопрос с организацией за несколько минут до шествия было уже невозможно, — сказала Романович.
Александр считает это объяснение парадоксальным:
— Нас отправили с более безопасной перекрытой проезжей части на небезопасный тротуар. Там бордюры, плитка, куча людей, боишься сбить детей, все на тебя бегут. И тут сбоку свободное асфальтированное покрытие без машин. Но туда нас не пускают якобы потому, что с нами что-то случится.
Несостоявшийся участник шествия считает, что колясочникам не обязательно было подавать заявку в Мингорисполком, как предписала Жанна Романович.
— Мы хотели просто пройтись со всеми Дедами Морозами. Мы не хотели идти на сцену, рассказывать стишки. По проспекту может пройти маленькая армия. Я понимаю, если бы мы приехали несколькими автобусами, но нас было всего 6 или 8 человек.
Колясочников не пустили на парад не из-за заботы о них, а из-за серии акций, которые инвалиды устроили вместе с Белорусским Свободным театром (БСТ), предполагает Александр. По его словам, идея перфомансов принадлежит БСТ. Театр предложил привлечь внимание к проблемам инвалидов. Александр участвовал в акциях по приглашению знакомых.
— Мне стало интересно, потому что после травмы — 5 лет назад я разбился на мотоцикле — что мне еще остается делать? Это моя тема. Если я смогу как-то обратить внимание на трудности инвалидов и если от этого улучшится инфраструктура или еще что-то, я только за.
Напомним, акции проходили в Минске 24 и 25 декабря. В первый день люди на колясках — среди них были и инвалиды, и студенты театральной лаборатории «Фортинбрас» при Свободном театре — на несколько минут перекрыли проспект Победителей. Так участники хотели обратить внимание проблему безбарьерной среды. Александр был среди них.
— Эта акция вообще-то не получилась. Бывает, люди ставят машину в неположенном месте и пишут записку: «Если мешает, позвоните по номеру…». У нас должна была быть растяжка «Если мы вам мешаем, позвоните по номеру…». Был написан номер то ли Мингорисполкома, то ли соцзащиты. Не знаю, почему именно он, это фишка организаторов — Свободного театра. Но растяжку сдуло ветром, и получилось, как будто мы перекрыли дорогу и стали размахивать чистым куском ткани.
Также Александр поучаствовал в другой акции, во время которой люди-колясочники с ног до головы обмотались пищевой пленкой. Метафора этого действа — ощущение скованности инвалида, которому трудно найти работу, трудно передвигаться, трудно выражать свое мнение.
— Мне кажется, из этого не стоило делать проблему. Но когда мы начали, подъехала машина, кто-то стал снимать. Потом подошел человек в штатском, сказал, чтобы мы ушли. Потом стал уговаривать инвалидов: «Что вы мокнете, они вас используют». Под «ними» имелся в виду Свободный театр.
Напомним, Жанна Романович предположила, что к параду Дедов Морозов и Снегурочек хотели присоединиться не настоящие инвалиды, а «ряженые» — те же студенты лаборатории «Фортинбрас», которые помогали перекрыть проспект Победителей днем раньше. Александр утверждает, что на колясках были инвалиды, а актеры только их сопровождали.
— Да, мы рассматривали это как акцию. Хотели показать, что все равные, Дед Мороз может быть на коляске, и это нормально. Когда мы остановились у ратуши, ко мне спокойно подходили дети, садились на колени, рассказывали стихи. У детей не было в глазах удивления: «О, Дед Мороз на коляске». И родители нормально к этому относились.
TUT.BY
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY