Около 200 обращений, в которых поднимаются вопросы понижения бордюрного камня на улицах Гомеля, находится сейчас в обработке на сайте 115.бел. Тема актуальна не только для инвалидов-колясочников, но и для велосипедистов, мам с колясками. По нормам, бордюры на пересечении тротуаров и проезжей части должны быть понижены «в ноль». А как на практике?
Каждый сантиметр на счету.
Светлана Юхалко с улыбкой встречает нас у подъезда своего дома на проспекте Октября. Спустившись в инвалидной коляске по лестничному маршу с помощью электроподъёмника, женщина ловко лавирует по пандусу. В 16 лет, когда вся жизнь, кажется, у твоих ног, их у девушки отняла судьба. Тот роковой случай она склеивала в памяти только по рассказам очевидцев. Ехали с молодым человеком на мотоцикле. Жёлтый сигнал светофора – резкий тормоз – полёт под впереди стоящие автомобили. Неудачное падение – травма шейного отдела позвоночника – инвалидная коляска.
Закончив школу с серебряной медалью, Светлана не смогла поступить в университет, о котором так мечтала. Интернета, чтобы готовиться, тогда не было, условий, чтобы самостоятельно выходить из дома, тоже.
Это сейчас, спустя 30 лет, жизнь женщины более яркая – только дай повод выйти на улицу.
– Безбарьерная среда, как известно, начинается на выходе из квартиры, – говорит Светлана. – Только семь лет назад в моём подъезде установили пандус. Около года назад – электроподъёмник.
Теперь я могу беспрепятственно выбрасывать мусор, ходить в магазин и на остановку, чтобы добраться в центр. Но когда ты в коляске, маршрут всё равно приходится строить с учётом безбарьерной среды. Ведь бордюр в несколько сантиметров для нас сродни высокой ступеньке. К тому же при травме шейного отдела позвоночника ослабевает функция рук. То, что вы, не задумываясь, перешагнёте, перепрыгнете, мне приходится далеко объезжать. К примеру, чтобы добраться до остановки, я не еду напрямую: на пути несколько опасных бордюров, а преодолеваю путь вдвое длиннее. Потому что он без явных препятствий.
Замечаем на входе в школу № 61 свежий пандус. Глаза Светланы загораются, и мы тут же идём его тестировать. Всё замечательно, но прибитые по длине рейки при спуске заставляют применять навыки фигурного вождения. Пример того, что при создании элементов безбарьерной среды лучше лишний раз посоветоваться с теми, для кого она создаётся.
Через дворы дорога Светланы проходит и по проезжей части – в обход опасных тротуаров. На этих участках, говорит она, надо держать ухо востро и быть начеку. Так как человека в коляске из-за припаркованных машин можно и не заметить, особенно если гонишь на высокой скорости.
– Если зимой дворовые территории заметает снегом – это засада. Не все дорожки чистят, шаг вправо, шаг влево – по сугробам проехать нельзя. Но я считаю, что в трудной ситуации всегда помогут добрые люди, – говорит Светлана. – Безбарьерка в городе делается. Но было бы хорошо, если бы она делалась и на местах – там, где живут люди в колясках.
Александр Тимофеев в инвалидной коляске тоже с юности. Живёт в Новобелицком районе и ведёт достаточно активный образ жизни – тренировки, работа, встречи с друзьями.
– Если сравнивать ситуацию года два назад и сейчас – небо и земля. К примеру, в сторону «Кристалла» на тротуарах по улице Ильича были очень высокие бордюры. Спрыгнуть можно, запрыгнуть – никак. Если я в хорошей физической форме, то новичок бы с этим точно не справился. Сейчас я спокойно перемещаюсь по району. Не вижу препятствий.
Самая большая проблема для маломобильных людей в Новобелице, по словам Александра, это остановочные площадки. Они практически везде низкие и сделаны не по стандарту. По нормам, бордюрный камень на остановках общественного транспорта должен быть на 20 см выше уровня асфальта. Тогда колясочник их без труда преодолевает, если водитель подъезжает на нужное расстояние к бордюру.
В защиту двухколёсных.
Проблема высоких бордюров волнует и велосипедистов. Активисты гомельского велодвижения иногда бросают велосипеды, берутся за строительные инструменты и самостоятельно делают съезды на наиболее опасных и часто используемых участках.
– Когда мы проводим опросы, что препятствует езде на велосипеде в городе, проблема бордюров стоит на первом месте. Это травматично и для велосипедов, и для велосипедистов, – говорит председатель ОО «ВелоГомель» Светлана Король. – Наш город в этом плане по сравнению с другими областными центрами выглядит слабо. Мы очень довольны, как безбарьерная среда сделана в центральной части Гомеля: на Советской, Жарковского, Федюнинского. Но что касается других районов, дальше от центра, то пока бордюры – больная тема. Причём на некоторых участках даже после ремонта съезды на тротуарах не занижены «в ноль». Последний пример – улица Сосновая. Об этих участках мы сообщаем в службу «115.бел». Да, что-то делаем сами, но это полностью не решит проблему.
«Не всё сразу».
Основные требования при проектировании и строительстве пешеходных путей прописаны в Техническом кодексе установившейся практики «Среда обитания для физически ослабленных лиц. Строительные нормы проектирования». До 2014 года нормы допускали высоту бордюров не более 5 см. В 2014 году нормы изменились: в местах пересечения пешеходных путей движения с проезжей частью перепад высот, а также уменьшение ширины проезжей части не допускается. То есть бордюры должны быть понижены «в ноль».
– Не всё сразу, – говорит первый заместитель гендиректора КПУП «Гомельское городское ЖКХ» Сергей Былинский. – При новом строительстве проблем с обустройством безбарьерной среды нет – она закладывается сразу. В существующей застройке мы не можем понизить все бордюры одномоментно. Поэтому работы по понижению бортовых камней на пешеходных переходах выполняются поэтапно при проведении реконструкции или капремонта городских улиц согласно утверждённой программе.
В этом году на содержание дорожной сети города – переустройство, ямочный ремонт – направлено более пяти миллионов рублей. Работа проведена на улицах Советской, Мазурова, Волгоградской, Бочкина, Маневича, Жукова, Юбилейной, проспектах Победы, Ленина, Речицком, Космонавтов. То же касается и дворовых территорий – капремонт предполагает снижение бордюрного камня. В следующем году, по словам Сергея Былинского, работа по понижению бордюрного камня будет продолжена.
Автор фото: Юлия Митрахович
Источникhttps://newsgomel.by
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY