Исследование Офиса по правам людей с инвалидностью – серьезное социологическое исследование, проведенное в два этапа. Первый представлял собой опрос населения, направленный на выявление отношения этого самого населения к людям с инвалидностью. Национальный опрос проводил Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) в сентябре 2011 года и в марте 2012 года. В сентябре опрошено 1503 человека, в марте 1509 человек, ошибка репрезентативности не превышает 0,03.
Второй этап – исследование, проведенное в фокус-группах – в среде нанимателей, общественных организаций, специалистов центров занятости, родителей, дети которых обучаются в интегрированных классах (причем родителей как здоровых детей, так и детей с инвалидностью). Этот, второй, этап проводил в начале 2012 года Центр европейской трансформации.
— В нашем обществе царит мифологизация образа человека с инвалидностью, неадекватное восприятие таких людей, наполненное многочисленными опасениями и страхами. Причины понятны: так, наш опрос показал, что около 40% населения практически никогда не пересекаются с инвалидами. Остальные пересекаются с ними вынужденно, лишь потому, что люди с инвалидностью есть в их окружении, — объясняет координатор Офиса Сергей Дроздовский.
Вот как отвечали белорусы, когда им задали вопрос:
«Есть ли среди Ваших родственников, друзей или знакомых (включая детей) люди с инвалидностью любой формы?» (%)
— Заметьте, никто не спрашивал у людей, читали ли они эту Конвенцию, или о том, знакомы ли они с ее сутью. Если бы вопрос был поставлен так, результаты были бы еще более плачевными. Пока речь идет просто об узнавании проблемы, — объясняет Сергей Дроздовский.
По словам специалистов, люди с разной степенью инвалидности составляют 5% от всего белорусского общества. В основном это люди, которые сегодня находятся будто «вне общества».
45% опрошенных не отдали бы ребенка в интегрированный класс
— Несмотря на то, что в нашей стране есть и политическая воля, и тенденция к совместному обучению детей с инвалидностью и здоровых детей, население относится к этому бивалентно. Примерно равное количество людей говорит «да» или «нет» совместным классам, — обобщает Сергей Дроздовский данные, приведенные в следующих табличках.
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, совместное обучение в школах детей-инвалидов и детей без инвалидности является полезным или вредным для каждой из групп детей?» (%)
«А Вы сами предпочли бы, чтобы Ваш ребенок (при прочих равных условиях) учился в классе с совместным обучением (там, где учатся и дети с инвалидностью, и обычные дети) или в классе без совместного обучения?»— задают вопрос исследователи, и вот что получают в ответ:
Более предметное исследование в фокус-группах выявило некоторые больные моменты.
>Исследование обнажило и такие проблемы, как неготовность педагогического состава к работе с особенными детьми. Даже в интегрированных классах страхи и фобии, связанные с учениками с инвалидностью, переполняют как учителей, так и родителей. Кроме того, инклюзивное обучение подразумевает соответствующие условия – обеспечение родителей возможностями привезти в школу ребенка и увезти его оттуда, наличие особых специалистов-ассистентов, которых в Беларуси просто нет.
— Между тем двигаться в направлении инклюзивного обучения просто необходимо, — говорит Сергей Дроздовский. – Система концентрированного обучения в интернатах и спецшколах потерпела фиаско, потому что оттуда выходят люди, не подготовленные к жизни в нормальном обществе. Стоит добавить, что во всем мире при переходе на совместное обучение общественное мнение было за то, чтобы оставить спецшколы. Это тот случай, когда общее мнение склоняется к деградационным решениям, к тому, что проще.
Содержать людей с инвалидностью вместо того, чтобы дать возможность зарабатывать самим?
С трудоустройством людей с инвалидностью не легче, чем с их образованием. Поразительную вещь показывают исследования: большинство белорусов больше склоняется к созданию своеобразных «тепличных» условий для соотечественников с инвалидностью, нежели к созданию специальных условий для их труда.
Как Вы считаете, что более правильно?
По сведениям Сергея Дроздовского, более 80% людей с инвалидностью в трудоспособном возрасте не работают по разным причинам. Среди людей с инвалидностью 1 и 2 групп этот процент доходит до 90-95%. Очень тяжело приходится людям с инвалидностью 3 группы – пособие по инвалидности у них настолько невелико, что прожить на него нельзя, а трудоустроиться тоже очень сложно – 3-я группа инвалидности, например, может быть у человека, по колено лишенного ноги, или у больного с инсулиновой зависимостью.
О невключенности в трудовую деятельность огромного числа белорусов свидетельствуют и результаты опроса. Наших инвалидов не просто «не видно на улицах» — их сложно встретить и на рабочем месте.
Есть ли среди работников Вашего предприятия (организации) люди с инвалидностью, и если да, то много ли их?
Представьте себе, что к Вам на предприятие (в организацию) устраивается человек с инвалидностью, с которым Вам непосредственно нужно работать. Что лично беспокоило бы Вас в этой ситуации? (возможно более одного ответа)
Как видим, белорусы настолько не привыкли общаться с людьми с инвалидностью, что уже заранее предполагают психологический дискомфорт при общении с коллегой с инвалидностью.
Думается, решить проблему включенности людей с инвалидностью в жизнедеятельность страны мы сможем, когда каждый представит, что именно он внезапно остался без руки или без ноги, заболел сахарным диабетом или родил ребенка с тяжелой генетической болезнью. Это от твоего ребенка могут начать отворачиваться на улице. Это ты придешь устраиваться на работу юристом, а твою трудовую не примут не потому, что ты стал хуже соображать, а потому, что теперь ты передвигаешься не так, как другие. Это ты не сможешь выйти из квартиры, потому что ты сам когда-то спроектировал город, в котором тебе, заболевшему, не нашлось места. Как бы это жестоко ни звучало и как бы окружающие ни кричали «типун тебе на язык».
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=kzl5M2SJDh8[/youtube]
TUT.BY
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY