Не секрет, что программа жизни закладывается в детстве. Объяснение многих людских поступков во взрослой жизни можно найти в проблемах детства. Оттуда же, в частности, происходит и отношение современного человека к инвалидам. Мы с детства не привыкли воспринимать людей с ограниченными возможностями как полноправных членов общества, часто даже не подозревая об их наличии в обществе и тех проблемах, с которыми они сталкиваются изо дня в день. Как следствие, нормальным является пристальное разглядывание человека с особенностями передвижения, зрения и т.п., или наоборот, отсутствие в некоторых случаях большего внимания к нему.
Когда человек становится личностью, оказывается: зачастую у него отсутствует понятие, что инвалидность – данность всех времён, что от этого не застрахован никто, и что эту категорию людей необходимо воспринимать нормально. Ребёнок, вовремя и правильно воспринявший информацию о понятиях «инвалид» и «инвалидность», узнавший о потребностях и проблемах таких людей, в будущем станет адекватно и цивилизованно реагировать на это явление. Так, став инженером-строителем, он лишний раз задумается при проектировании здания о том, всё ли сделано для удобства людей с ограничениями; чиновник с большим пониманием отнесётся к проблеме инвалида, и решит вопрос, входящий в его компетенцию и т.д.
Елена Белинская, педагог-психолог ДУ № 389 г.Минска
Желание написать такую программу возникло, когда я ехал несколько лет назад на своей коляске через территорию детского сада. Там были игрушечные «зебры», светофоры, знаки и…. бордюры. Маленькие, но аккуратно покрашенные. Но даже эти маленькие бордюры были трудны для преодоления. Так возникла идея написать программу игр, где дети учились быть толерантными к инвалидам через свои ощущения. Программа написана профессиональным педагогом-психологом.
В октябре 2013г. прошёл тренинг по программе «Я ТАКОЙ ЖЕ, КАК ВСЕ» с учениками школы искусств г. Светлогорска. Тренинг проводился по первой части программы, где в игре «Космическое путешествие» ученики ощутили на себе невозможность выразить свои мысли обычным вербальным способом. По условиям игры приходилось обходиться исключительно жестами. Практически все ответили, что это было крайне неудобно.
В финальной части, на вопрос «что мы может сделать для того, чтобы людям с ограничениями по слуху было легче жить в нашем обществе?» дети младшей группы затруднились ответить конструктивно. Преобладали ответы типа «сводить к врачу», «научить нашему языку», «пожалеть и утешить», таким образом к людям с ограничениями по слуху преобладало покровительственное отношение, основанное на жалости и признания бедственного их положения.
Ученики старшей группы (12-16 лет) давали более развёрнутые ответы и вносили дельные предложения по созданию благоприятной среды для инвалидов по слуху, а именно — специальные курсы языка жестов в школах — стенды — знаки — экраны по городу)
Таким образом ученики старшей группы оказались более настроены на подачу информации и создание благоприятных условий для инвалидов, помогая тем самым формировать независимость и отношения к инвалидам как к равным.
13 мая 2014 — прошел тренинг в Компьютерном клубе на ул. Азалова. В тренинге принимали участие ученики 5-х и 9-х классов сш№11 г. Светлогорска. В начале ведущий (автор проекта) рассказал о себе и о целях данной встречи. Было предложено поиграть в запоминание имён с целью сплочения команды для дальнейшей работы. Первой игрой тренинга была «заколдованный остров» (проблема людей со зрением).
Пройдя «вслепую» по коридорам при помощи подсказок товарища, ребята в итоге описали свои впечатления как страх. Страх врезаться в препятствие, упасть и т.п. Вообще слова Страх и Опасность были характерны для всех участников, при описании своих ощущений. Важным подспорьем при обсуждении этой игры было то, что на игре присутствовал незрячий ребёнок . Виктория — так звали девочку — рассказала что значит для неё жить в полной темноте и как она с этим справляется.
Вторая игра — показать жестами какое-нибудь слово или понятие. Анализируя проблемы людей со слухом и речью, группа отметила, что объясняться жестами очень непросто, особенно если это единственный способ передать информацию.
Третья игра встречи была посвящена проблемам инвалидов опорно-двигательного аппарата. Было предложено проехать по комнате на кресле с колёсиками при помощи товарища, представляя себе прогулку в магазин. Были проанализированы возможные препятствия: — ступени при выходе из дома — узкие двери в магазине — высокие неудобные полки с товарами — узкие проходы на кассе Обратили внимание на то, что в отсутствие полноценной безбарьерной среды инвалид на коляске в итоге вынужден постоянно просить о помощи.
Ребятам было предложено нарисовать свой «город мечты», который был бы удобен для всех категорий инвалидов.
Потом прошла защита своих проектов
На рисунках были изображены пешеходные переходы без бордюров, светофоры со звуковым сигналом, перилла для людей с проблемами зрения, автобусы с подъёмником, пандусы в социально важные объекты. Интересным было предложение применения уличного робота-помощника.
После дети дали небольшой концерт.
На прощание пожелали ребятам здоровья и удачи. Нет сомнений, что на будущее у них отложится понимание проблем людей с ограничениями и они будут более внимательны и уважительны, помогая при случае и словом и делом.
Алексей Сушенцов
ОО «РАИК»
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY