Беларусь сложно назвать страной инклюзивного туризма, но это не значит, что у людей с особыми потребностями не получится путешествовать. Что следует помнить тем, кто собирается в поездку, и на какие маршруты обратить внимание в первую очередь?
Банально, но факт: все барьеры у нас в голове. Анна Яшина, уроженка Гродно, с детства передвигающаяся на инвалидной коляске, прекрасно с ними справляется. Кажется, для этой приветливой девушки с ДЦП нет ничего невозможного: захотела – получила филологическое образование и стала журналистом; загорелась идеей отправиться в путешествие – и поехала, невзирая на неровный асфальт, высокие бордюры и отсутствие пандусов. Украина, Германия, Польша, Венгрия, Болгария, Турция, Литва – списку стран, которые ей довелось посетить, позавидуют многие белорусы, не говоря уж о людях с ограниченными физическими возможностями. Однако и они могут открыть для себя новые места – благодаря проекту «Пошли-Поехали», одним из авторов которого стала Анна.
– Окружающие странно реагировали на мои поездки. Их поражало, что человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата способен куда-то ездить. Не верят в свои силы и люди с инвалидностью – им страшно выбраться хотя бы за пределы города. Мы решили создать инклюзивное сообщество, которое было бы полезно всем. Кто-то, опираясь на наш опыт, перестанет бояться самостоятельно планировать туры, а другие наконец поймут, что для человека с различными формами инвалидности нет преград для путешествий вместе с друзьями, – объясняет задумку инициативы собеседница.
Прошлой весной проект стал одним из призеров конкурса Social Weekend. Тогда воплощению идеи в жизнь помешала пандемия. Как только коронавирус немного отступил, команда «Пошли-Поехали» начала колесить по белорусским городам. Любители новых ощущений побывали в Витебске, Бресте, Гомеле, Пинске, Слониме. Впереди – Могилёв, Минск и Гродненская область.
– Перед поездками проводим планерки, где составляем маршрут, изучаем, как обстоят дела с безбарьерной средой в местах назначения. В процессе задействован каждый участник: кто-то бронирует жилье и заказывает экскурсии, кто-то анализирует, какие проблемы могут возникнуть в пути, – рассказывает Анна. – К концу года планируем выложить наши наработки в открытый доступ. Надеемся, они помогут небольшим компаниям, в которых есть люди с инвалидностью, избавиться от сомнений и повторить наши приключения.
Путешествия предполагают не только новые впечатления и яркие эмоции, но и немалые расходы. Если бы не призовой фонд проекта Social Weekend, группа единомышленников вряд ли смогла бы за короткий промежуток времени организовать целых 8 поездок. А недавно история инициативы из Гродно приобрела новый виток: компания Lay’s предложила фонду «Добра» (организатору Social Weekend), а заодно команде Анны Яшиной дальше развивать идею инклюзивных путешествий. Так появился социальный проект «Следуй за улыбкой». Планировалось, что участники не только проедутся по туристическим маршрутам Беларуси и расскажут о своем путешествии в видео, но и устранят критические моменты барьерной среды. Кампания имела успех: общими стараниями в Налибокской пуще для людей с инвалидностью появился деревянный настил на туристической тропе и специализированный туалет для людей с инвалидностью, а в знаковых местах Гродно и Витебска появились мобильные пандусы и инвалидная коляска для подъемника.
В стране предпринимают немало мер для создания благоприятной инклюзивной среды. Прогресс виден невооруженным глазом, но до идеала еще далеко. Поэтому-то люди с инвалидностью все еще опасаются покидать жилища, а отправляться в путешествия – и подавно. Однако ни несовершенства инфраструктуры, ни страхи не должны мешать смене обстановки и новым впечатлениям.
– Поездки – это не только положительные эмоции и красивые фотографии, но и отличный способ чему-нибудь научиться. Например, быстро принимать решения. Попав в непривычную для себя ситуацию, маломобильный человек начнет искать из нее выход – и он, как правило, проще, чем кажется. Так он осознает, что способен на многое, несмотря на инвалидность, – уверена Анна.
Чтобы путешествие прошло гладко, мало захватить теплую одежду, лекарства и необходимые приспособления для передвижения. Нужно заранее составить маршрут, договориться об экскурсиях, детально изучив, какие достопримечательности доступны людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения или слуха, а где могут возникнуть проблемы. При бронирования номеров в гостинице, не лишним будет уточнить, есть ли пандусы, лифт или подъемник, а заодно попросить фото номеров и туалетов.
– В одиночку человеку с инвалидностью путешествовать сложно, лучше ехать организованной группой, как это делаем мы. В нашем коллективе не только туристы с разными формами инвалидности, но и ребята без физических ограничений, которые в любой момент могут немного подстраховать. Мы заранее распределяем обязанности и, хоть в пути порой возникают трудности, а иногда и конфликты, успешно их преодолеваем, – говорит идейный вдохновитель проекта.
Она отмечает, что хорошей компанией станут ответственные и проверенные люди, которые объективно оценивают свои возможности и не боятся трудностей. Напарникам стоит заранее обсудить, в чем заключаются задачи, и тогда время, проведенное вместе, будет полезным и приятным для всех.
– Некоторые берут на себя слишком много и уже в пути осознают, что не справляются. Не так давно мы пригласили девушку, охотно согласившуюся нам помочь. Поездка оказалась неожиданно сложной для всей группы. Ближе к концу первого дня, спутница сказала, что зайдет в гости к родственникам, и не вернулась, – вспоминает Анна. – Но это исключение из правил. Чаще мы встречаем неравнодушных людей, готовых что-то сделать для проекта.
Еще один пункт при планировании вояжа – способ передвижения. Необходимо заранее заказать автобус, маршрутку или купить билеты на поезд. Анна предпочитает последний вариант: большинство микроавтобусов для междугородных перевозок непригодны для людей в колясках. Впрочем, в некоторых достаточно комфортно. Имеются свои «прелести» и в путешествии по железной дороге. Как правило, в поезде лишь одно адаптированное место для особенного пассажира – это специальное купе в прицепном вагоне. Договориться о нем следует накануне отправления, заполнив анкету. Если в компании больше одного человека с нарушениями, им предстоит поездка в обычном плацкарте или купе.
– По прибытии на место наверняка возникнет необходимость в общественном транспорте. В автобусах предусмотрены специальные откидные платформы для колясок, и водители должны помочь пассажиру попасть в салон. Увы, не все это делают. Поэтому иногда приходится вызывать такси, – делится опытом путешественница.
И добавляет: большую часть времени путники, скорее всего, проведут на свежем воздухе, прогуливаясь по городу. Большое подспорье в таком случае – электроприставка к инвалидной коляске. Благодаря ей можно, особо не напрягаясь, передвигаться по улицам и паркам. Однако, как и любая техника, приспособление в любой момент может выйти из строя. Важно, чтобы рядом был человек, способный устранить неполадку.
– Куда бы вы ни отправились, всюду возможны неприятные сюрпризы. Тем не менее, всегда можно найти выход из положения и хорошо провести время. Главное не бояться, – резюмирует Анна.
Туризм в первую очередь ассоциируется с поездками за границу. Однако совсем не многие из тех, кто вынужден передвигаться в коляске, способен приобрести путевку на популярный курорт. Как вариант – путешествие по Беларуси. В республике много красивых мест и достопримечательностей, на которые стоило бы посмотреть. Поездка по родной стране явно не влетит в копеечку и, несмотря на несовершенства инклюзивной среды, оставит после себя незабываемые впечатления.
Театр начинается с вешалки, а город – с вокзала. Для людей с инвалидностью, как правило, железнодорожного. Станция «Брест-Центральный» вполне доступна для туристов с физическими ограничениями: в подземном переходе есть ориентиры для слабовидящих и незрячих, в наличии специальная подъемная платформа, предусмотрен санузел. Правда, чтобы туда попасть, нужно отыскать ключ, что неудобно для тех, кто передвигается в инвалидной коляске.
Железнодорожный вокзал в г. Бресте
– Гостей города наверняка привлечет экспозиция «Музей войны – территория мира». Раньше людям с инвалидностью был доступен только первый этаж, но недавно появился подъемник, с помощью которого можно преодолеть даже винтовые лестницы, – добавляет Анна.
Небольшой городок-музей в Гродненской области удивил мою собеседницу и ребят из «Пошли-Поехали» своей инклюзивностью. Вопреки опасениям туристов, на их пути почти не было преград. Сильное впечатление оставил местный драмтеатр, доступный людям с инвалидностью. Спектакли здесь – явление довольно редкое, их показывают, только когда набирается определенное количество зрителей. Однако ради особенных гостей актеры все-таки вышли на сцену.
– Замчище, Спасо-Преображенский собор, костел святого апостола Андрея… В Слониме есть на что посмотреть. Правда, многие достопримечательности можно увидеть только снаружи: сложно попасть внутрь, – рассказывает девушка.
Единственное, по словам горожан, заведение общепита, куда беспрепятственно попадет человек в коляске, – кафе «101 этаж» (расположено в Центре культуры и отдыха). Правда, без посторонней помощи подняться вряд ли получится: слишком высокий подъем, выбоины в асфальте. Но есть и плюсы: невысокие цены за комплексный обед и более-менее подходящая для посетителей с физическими ограничениями уборная.
Жемчужина Белорусского Полесья, как иначе называют Пинск, – город контрастов. Он полон барьеров, мешающих людям в колясках передвигаться по населенному пункту и наслаждаться атмосферными пейзажами. Зато это первое место, где водитель автобуса опустил специальную подножку и помог команде «Пошли-Поехали» попасть в салон.
– В Пинске, вне всяких сомнений, плохо развита инклюзивная среда. Но поездка все равно была замечательной, так как нас окружали прекрасные люди, готовые помочь, – говорит Анна. – Если у путешественников будут физически крепкие помощники и попутчики, никакие препятствия не испортят впечатления о туре.
Итак, несмотря на минусы, девушка все же советует посетить город. Хотя бы ради того, чтобы покататься на теплоходе (но у людей с инвалидностью могут возникнуть проблемы с доступом), побывать в иезуитском коллегиуме – одной из основных достопримечательностей Пинска – и посетить Музей Белорусского Полесья.
Хорошая новость для минчан: попасть в один из древнейших городов страны можно на скоростном дизеле. Дорога займет всего три часа. Поезд адаптирован для людей с инвалидностью, оборудован удобной системой посадки пассажиров в вагоны, в нем есть многофункциональные зоны для перевозки путешественников в колясках. Побывать на родине знаменитых белорусских художников могут и жители других населенных пунктов: здесь довольно развитая транспортная инфраструктура.
– Витебск – холмистый город. Туристы, планирующие длительную прогулку, должны быть готовы к тому, что придется все время подниматься и опускаться. Так что стоит захватить электроприставку или электроколяску: она поможет преодолеть длинные расстояния, – советует координатор «Пошли-Поехали».
Каждый, кто приехал в город на Двине, не обойдет вниманием Дом-музей Марка Шагала и Музей истории ВНХУ. Благодаря проекту «Следуй за улыбкой» в учреждениях культуры появились мобильные пандусы и коляска для подъемника. А значит, гости с инвалидностью теперь смогут узнать историю художественного объединения «УНОВИС» и оценить творчество именитых земляков. Из плохого: не все сотрудники музея умеют пользоваться подъемником, поэтому лучше заранее согласовать с ними возможность им воспользоваться.
Говорят, Гомель – это место, где можно расслабиться и никуда не спешить. Город, восхитивший дружную команду «Пошли-Поехали» зелеными парками и аллеями, как будто создан для длительных прогулок, в том числе и в колясках. Богат областной центр и на достопримечательности – величественные дворцы, старинные храмы музеи и большое количество выставок.
– Особого внимания заслуживает дворец Румянцевых и Паскевичей. Он так заворожил нас своим интерьером, что не отпускал участников экскурсии намного дольше, чем планировалось изначально. Однозначно рекомендую к посещению, – говорит Анна.
Источник https://wmeste.by
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY