В пяти километрах от Бреста расположен реабилитационный центр для инвалидов «Зимородок». Не доезжая до Мухавца, рядом с деревней Заболотье, стоят здания бывшего военного городка.
– До нас здесь была военная база. Когда в Беларуси началось разоружение, эту военную часть освободили, вывезли отсюда все. А что не успели, то разворовали местные. По сути, осталось только здание – ни окон, ни дверей, ни света не было, – вспоминает Галина Петровна Дивакова, директор центра. – В общем, полная разруха. Сначала передали постройку совхозу. Бывший директор Бухавецкий был в Дании, где видел подобные центры. Повезло, что мы попали на знающего человека. Он нам и отдал эти помещения совершенно бесплатно. Правда, когда я решилась на открытие учреждения, некоторые крутили у виска. Спрашивали: «Галина Петровна, у вас все в порядке с головой? Вы же берете развалины».
Галина Петровна Дивакова
Сейчас центр не работает круглогодично. Летом там проводят некоторые выездные мероприятия, но постоянной работы нет. Галина Петровна признается, что осталось всего два работника – она и бухгалтер. Но так было не всегда. Женщина показала много фотографий и рассказала, каким центр был тогда, когда его только открыли, и какова ее роль в этом.
– Я здесь работаю, можно сказать, почти всю жизнь. В этих вопросах разбираюсь хорошо, потому что сама инвалид. Родилась я абсолютно здоровым ребенком, в 4 года на нас обрушилась эпидемия полиомиелита (вирусное заболевание, обусловленное поражением спинного мозга и патологией нервной системы, – Ред.). У меня поднялась очень высокая температура, из-за чего забрали в больницу. Я отчетливо помню, как стою на ногах, а потом минута – и мои ножки висят, как тряпочки, – рассказывает Галина Петровна. – Врачи прогнозировали лежачее состояние на всю жизнь. Но это не обо мне, я сильнее этого. Повезло попасть к чудесной женщине, которая поставила меня на ноги. Только недавно я пересела в коляску, так как упала и ударилась спиной. Во время активной работы центра ходила на костылях.
Галина Дивакова 15 лет работала в облисполкоме в отделе социальной защиты населения. После рождения дочери у нее не было возможности вернуться на старую работу. В связи с этим нужно было найти какое-то дело для себя.
– С моим знакомым-инвалидом мы организовали в Бресте магазин с низкими ценами для людей с инвалидностью. Тогда был дефицит товаров, а нам разрешали брать необходимую продукцию прямо с баз. Мы устанавливали торговую наценку всего 10%, чтобы каждый мог себе позволить покупку. Даже организовали доставку. Я тогда предлагала расширить – например, взять еще одно помещение, продавать мебель – но мою инициативу не поддержали, поэтому я пошла дальше сама. Открыла парикмахерскую для инвалидов и сапожную мастерскую, но я всегда мечтала и представляла немного другое. Росла я сиротой, мама рано умерла, меня воспитывали бабушка с дедушкой, – со слезами на глазах вспоминает женщина. – Я очень хотела, чтобы был центр для инвалидов, где люди могли бы объединяться по интересам, по возрасту. Не совсем дом-интернат, но площадка, где бы все общались, обучались и делились друг с другом не только какими-то знаниями, но и просто положительными эмоциями.
Перебирая старые фотографии, Галина Петровна рассказывала, как много раньше проводилось мероприятий на территории центра. Туда приезжали знаменитые артисты с выступлениями, инвесторы из-за границы и просто съезжались инвалиды со всей Беларуси. На базе центра была организована даже учеба.
– В Бресте был такой техникум бизнеса и права. Там готовили бухгалтеров и юристов. Я познакомилась с директором, и мы договорились о сотрудничестве. Я собрала с Беларуси молодых ребят, которые хотели бы учиться, к нам приезжали преподаватели и проводили занятия. Всего у нас получилось два выпуска дипломированных специалистов. Учились три года заочно. Приезжали и жили в центре две недели на сессии – осенью и весной, – отмечает Галина Петровна. – В здании, кстати, где жили ребята, не было отопления, но мы справлялись. Оборудовали место для сна, кухню, душевые и туалет, два учебных класса. И, вроде, неплохо было. Мне потом звонили мои выпускники, рассказывали, как их жизнь складывается. Много у нас переженились, – смеется Галина Петровна, – а кто-то даже нашел работу по специальности. Например, одна девушка, Катюша, открыла у себя в деревне магазин моющих средств, и он приносит прибыль. В такие моменты я чувствую, что все делаю не зря.
Кроме учебных заездов, основными были, конечно, реабилитационные. Приезжали инвалиды со всей республики на 12-14 дней в «Зимородок». Также за центром было закреплено 200 человек с инвалидностью, которым постоянно помогали.
– Особенность центра была в том, что в нем половина работников тоже инвалиды, поэтому наши сотрудники показывали ребятам многое на личном опыте. Мы обучали самостоятельности на коляске, приспосабливали к активному образу жизни. У нас были специально оборудованные комнаты, где инструкторы занимались с ребятами физическими упражнениями. В самой большой комнате – почти 200 метров квадратных – собирались вечерами, общались, читали стихи, занимались музыкой и смеялись от души. Мы даже практиковали иппотерапию. Сейчас так хочется все возобновить!
В данный момент учредителем центра является Евгений Маратович Шевко, председатель Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников. Директор «Зимородка» не раз отмечала, что с приходом Евгения Маратовича ремонт сдвинулся с мертвой точки.
– В 2012 году мы занялись глобальными ремонтными работами в центре. Уже поменяли все окна на стеклопакеты, обновили котельную. Самой затратной была проводка газа. Ближайший – в соседней деревушке. Мы разработали проект, вели трубу по лесу, но до сих пор не запустили, так как у нас есть долги. Сейчас объявили сбор по всей республике, отправили письма в различные организации и ждем ответа. Делать еще немало: нужно и крышу обновлять, и внутренние работы проводить. Надеюсь, скоро получится довести все до ума, – рассказывает Евгений Маратович.
В соседнем от центра домике расположен кабинет с письменным столом. Здесь работает директор «Зимородка» Галина Дивакова, которая всем сердцем беспокоится о судьбе центра.
– Работаю здесь целыми днями одна. Чувствую себя одиноко. Мой муж, с которым мы вместе все обустраивали в центре, умер. Теперь осталась я, долги и надежда. Мне так хочется, чтобы люди сюда снова приезжали, вместе общались и организовывали мероприятия. Посмотрите, какая тут красивая природа, воздух наполнен запахом хвои. Да и территория большая – 5 гектаров, – воодушевленно рассказывает Галина Петровна. – Вот на крыше установили энергосберегающие солнечные батареи, чтобы экономить, но денег все равно пока что не хватает. Раньше поступало очень много гуманитарной помощи из-за границы, за что я безумно благодарна спонсорам. Сейчас в ковидное время с этим сложнее, а ведь людям как никогда нужна реабилитация после этой страшной болезни. Да и рабочие места сможем обеспечить нашим инвалидам: уже практиковали такое. Я очень надеюсь, что нам помогут. Прошу всех неравнодушных! Помогите вернуть нашего милого «Зимородка».
Каждый желающий может помочь любой суммой Реабилитационному центру инвалидов «Зимородок». Реквизиты для юридических лиц: YHП 200593088, р/с BY80 AKBB 3135 0000 0024 4100 0000 г. Минск OAO «АСБ Беларусбанк», код AKBBBY2X. Реквизиты для физических лиц: ЕРИП (в разделе «Благотворительность – Общественные объединения – Помощь детям, взрослым – Ассоциация инвалидов-колясочников»).
Источник wmeste.by
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY