Людям, прикованным к инвалидной коляске, очень непросто смириться со своим положением. Без посторонней помощи они вряд ли сходят в душ, застегнут пуговицы, пересядут с коляски на кровать, выйдут на улицу. Для того чтобы инвалиды вернулись к прежней жизни, преодолели свои страхи, в Белорусском протезно-ортопедическом восстановительном центре развернулся бесплатный лагерь активной реабилитации. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывала там и выяснила, как люди в инвалидной коляске проходят восстановление и проводят свой досуг.
В разгар дня у здания центра оживленно. Из окон на втором этаже доносится веселая музыка, на асфальте расставлены специальные имитаторы лестниц, пандусов, рельсов железной дороги. Радуясь первому за долгое время солнечному дню, участники выбрались из номеров и начали тренировку. Под присмотром инструкторов, которые также передвигаются на колясках, инвалиды пробуют самостоятельно подняться по импровизированным ступенькам, спуститься с пандусов, преодолеть рельсы. Кому-то задача дается без труда, остальные пока еще нуждаются в подстраховке волонтеров — они ходить могут.
— Многие переживают, что раньше были здоровыми людьми, а теперь инвалиды. Они боятся, что не смогут работать, учиться, строить отношения с людьми. Однако некоторым хватает всего года, чтобы смириться со своим положением и вернуться к прежней жизни. Другие же на протяжении долгих лет считают себя ни на что не годными, не могут ухаживать за собой и выполнять работу по дому, отказываются выходить на улицу, — рассказывает председатель ОО «РАИК» Евгений Шевко. — Лагерь предназначен для того, чтобы люди поняли: не всё потеряно.
Последний день расписан по минутам. Одни усердно занимаются на воздухе, другие оттачивают навыки езды на коляске активного типа, сражаются в турнире по настольному теннису и учатся стрелять из лука. И, позабыв о недуге, танцуют: в помещении для аэробики инструктор Светлана и 50-летний участник Виктор чувственно кружатся в такт романтической музыке. Да так, что многие люди с отменным здоровьем, глядя на них, позавидовали бы.
— Человек с инвалидностью переживает несколько стадий кризиса. Сначала не принимает себя, надеясь, что рано или поздно вновь встанет на ноги. Затем отчаивается, замыкается в себе, думая, что не в силах сделать даже простые вещи, — говорит руководитель группы волонтеров лагеря активной реабилитации ОО «РАИК» Екатерина Сеглюк. — В лагере ему помогают поверить в себя, обучают полезным навыкам. Программа насыщенная: каждый день курсанты были задействованы в тренировках, плавали в бассейне, играли в подвижные игры: хоккей, бадминтон. А еще посещали лекции, изучили медицинские и правовые аспекты, узнали о сексуальной грамотности и планировании детей, перспективах трудоустройства и многом другом.
Не теряют времени и в зале для занятий общей физической подготовкой. Мускулистый Матвей, сжав кулаки, со всей силы бьет по импровизированной груше — вертикально поставленному гимнастическому мату. Светлана с помощью волонтеров делает растяжку, а Дмитрий, тяжело дыша, поднимает гантели. Подобные занятия вдохновляют участников. Они всерьез начинают заниматься спортом, участвуют в олимпиадах, завоевывают медали.
— Одно дело — если здоровый человек поручит инвалиду то или иное упражнение. Наверняка последний сошлется на нехватку сил. Совсем другое — когда наставник сам прикован к инвалидной коляске. Вряд ли человек скажет, что не может выполнить задание тренеру, столкнувшемуся с такой же проблемой, — утверждает инструктор лагеря Владимир Власов, сломавший шею шесть лет назад при нырянии в воду. — Раньше я не мог самостоятельно ходить в душ, одеваться. После пребывания в лагере не без труда возобновил многие навыки. Загоревшись, захотел помогать другим.
В этом году в лагерь собралось 27 участников из всех уголков Беларуси. У каждого за плечами своя непростая история. Кто-то, как Владимир, получил травму при нырянии, кто-то — на производстве или по вине врачей, другой — в ДТП. 43-летний Дмитрий приехал в столицу из Дзержинска. Два года назад он неудачно прыгнул с вышки в бассейн и сломал шею. Раньше ему во всем помогали жена и дочь, а сейчас, он уверен, сможет самостоятельно ухаживать за собой.
— Ничего, кроме головы, не шевелилось. Позже, хоть и стал двигаться, не мог обслуживать себя: заправить кровать, например, или одеться. На все про все уходило два часа. Проведя здесь 10 дней, вижу прогресс. Могу обслужить себя гораздо быстрее, — улыбается мужчина. — Больше всего в лагере мне понравился выход в город. Мы катались в метро, посетили торговый центр. Раньше я смущался показываться на людях, а сейчас буду почаще выбираться на улицу. Кажется, здесь я научился всему. Осталось только заново научиться ходить.
Симпатичная, ухоженная витебчанка Даша в январе 2017 года попала в автомобильную катастрофу.
— За рулем сидела моя лучшая подруга — сестра бывшего супруга. Пошла на обгон и не справилась с управлением. Ее 4-летний сынишка скончался на месте, я вылетела из окна, вследствие чего пролежала в реанимации со сломанным позвоночником, ребрами и проколотыми легкими. А вот водитель отделалась испугом, — делится девушка. — Когда пришла в себя и взяла в руки телефон, словила себя на мысли, что от нее нет ни одного пропущенного звонка или сообщения. Она не пробовала со мной связаться, лишь передавала приветы через мужа. О компенсации и речи не было.
Виновница объявилась только тогда, когда Дарья подала в суд на возмещение морального ущерба. Женщина обиделась на пострадавшую и упрекала подругу в том, что она вовремя не принесла соболезнований о сыне.
— Я очень любила этого мальчика. Когда была в реанимации, расспрашивала у родных, что с ним. Мне до последнего не говорили, что он погиб: не хотели, чтобы я нервничала, переживала. Ведь это могло усугубить положение, — делится Даша. — Как бы то ни было, с сестрой мужа мы перестали общаться. А вскоре он сам написал в соцсетях, что нам нужно расстаться. Хоть я и выиграла суды, они так и не вернули мне ни копейки.
Несмотря на превратности судьбы, девушка не отчаивается. Она помогает отцу в его фирме, не забывает ухаживать за собой и в будущем надеется найти работу в сфере красоты.
— Я не стану ныть или жаловаться, что не могу ходить. Я стараюсь быть активной, провожу время с друзьями, которые не отвернулись от меня, — заверяет Дарья. — В лагерь ехала, чтобы хорошо провести время. Но лишь здесь поняла, как он важен для инвалидов, какую огромную работу здесь выполняют. Я познакомилась с замечательными людьми. Очень жаль, что мы не встретились в здоровой жизни.
— Не все осознанно понимают, зачем едут в лагерь. Одни попадают сюда, чтобы получить коляску активного типа: без обучения ее не выдают. Другие — чтобы просто повеселиться, — делает вывод Е. Шевко. — Абсолютное большинство во время лагеря осознают его значимость, понимают, что здесь могут многому научиться. Они становятся совершенно другими людьми, приоритеты и ценности пребывающих в лагере меняются.
Справочно
Первый лагерь активной реабилитации для инвалидов-колясочников прошел в 1997 году. В этом году его провели с 5 по 15 июля. Были задействованы 27 инвалидов-колясочников, 17 инструкторов, 13 волонтеров.
Фото автора и организаторов
Источник https://minsknews.by
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY