Людмила Калмыкова инвалид детства. Когда сотрудники метрополитена попросили ее протестировать новый подъемник, согласилась охотно. Все недостатки белорусской безбарьерной среды женщина испытывает на себе не один год.
— Людям с ограниченными возможностями в Минске сложно. Говорить о том, что создана безбарьерная среда, рано. Но сказать, что ничего не делается, тоже не могу. Власти идут навстречу, например, больше закупают автобусов с платформами, чтобы и колясочникам, и мамам с малышами было легче. Водителей просят подъезжать ближе к остановкам. В подъездах пандус установить легче, подъемники для инвалидов кое-где есть, — говорит со знанием дела Людмила Тимофеевна, она глава минской организации ОО «Белорусское общество инвалидов».
Принцип новенького итальянского подъемника прост: инвалидную коляску устанавливают на него, а он при помощи гусеничной ленты «шагает» по ступенькам.
Итак, мы на улице, у ступенек, которые ведут в переход. Коляска на подъемнике, ремни безопасности пристегнуты. Маршрут: от станции метро «Автозаводская» до «Партизанской».
— Поехали, я в вашем распоряжении, — решительно отвечает Людмила Тимофеевна.
Подъемник приводят в рабочее положение — и женщина оказывается не в самом элегантном положении: полулежа, ногами вверх, головой вниз…
— Ох, я представляю, как женщины в мини-юбках будут себя чувствовать!
— Да, положение не из самых удобных, но когда подъемник становится на ступеньки, будет комфортнее, — уверяет Андрей Сиротко, сотрудник метрополитена.
По ступенькам подъемник шагает аккуратно, в переход спускается за 10 минут. Дальше — спуск на станцию. После этого коляску снимают с подъемника, и Людмила Тимофеевна заезжает в вагон метро. На другой станции ее встречают с таким же подъемником, помогают подняться на улицу. На путешествие от станции до станции — 40 минут.
— На выходах из переходов станций, где есть подъемники, висят таблички с номерами телефонов. Звонок диспетчеру — и через несколько минут к человеку с ограниченными возможностями выйдут с подъемником и помогут в передвижении, — рассказал главный инженер Минского метрополитена Игорь Казакевич.
Нас заверили, что работе с устройствами сотрудников службы безопасности обучили.
Поднимаемся на улицу. У входа на станцию таблички действительно висят. Просим Людмилу Тимофеевну прочесть надпись.
— Нет, не видно, — говорит женщина. — Разместили очень далеко. Инвалиды подъехать ближе не могут, там ступенька. Нужно повесить ближе…
В метрополитене замечания учли, шрифт на табличке пообещали исправить.
Вывод участника эксперимента:
— Не могу сказать, что это удобно. Мужчины, может, воспримут все более спокойно, но женщины вряд ли будут в восторге. Но если лифт на станции установить невозможно, это выход из положения. В любом случае, удобнее, чем горизонтальный подъемник (платформа, которая крепится на пандусе. — Авт.) в «Грушевке». Кто-то, возможно, скажет, что мне все не нравится. Но мне есть, с чем сравнивать. В Берлине я чувствовала себя действительно свободным человеком. В Минске все иначе… Кстати, интересно, сколько времени пройдет с момента вызова дежурного?.. — спросила задумчиво Людмила Тимофеевна.
Ответить на этот вопрос мы решили сами. ЭКСПЕРИМЕНТ ЖУРНАЛИСТОВ: 47 МИНУТ, ТРИ ЛЕСТНИЧНЫХ ПРОЛЕТА И СКАНДАЛ
Принять участие в нашем испытании согласился Андрей. Инвалидом мужчина стал 12 лет назад: выпал из окна второго этажа, когда делал ремонт. С тех пор учится жить заново.
Встретиться мы договорились на станции «Партизанская», где мы были с Людмилой Тимофеевной. Хотели проделать путь с платформы на улицу и уточнить время, за которое человек в коляске получит доступ к подъемнику.
Увы, с самого начала эксперимент оказался на грани срыва.Мы приехали в метро и успели увидеть, как Андрея вместе с коляской несут сотрудники службы охраны станции. Просто на руках! Гусеничный «транспорт» ему даже не предложили…
Мы встретились уже в переходе. От эксперимента решили не отказываться, но слегка его изменить:
— Какой эксперимент «от станции до станции», ребята? — вздыхает Андрей.- Давайте попросим хотя бы поднять меня отсюда, из перехода, на улицу!
Соглашаемся. Ищем табличку с телефоном диспетчера — не находим. Я поднимаюсь наверх, иду к выходу, где мы были с Людмилой Тимофеевной, переписываю телефон. Вернувшись, звоню.
— Алло, здравствуйте, куда я попала? — спрашиваю вежливым голосом.
— Куда надо, туда и попали, — слышу мужской голос, и как-то теряю дар речи.
— И все же, куда я дозвонилась?..
— Послушайте, если позвонили, значит, попали, куда надо. Говорите, что хотели.
— Рядом со мной инвалид-колясочник, я знаю, что на станции есть гусеничный подъемник, мы бы хотели им воспользоваться, — сдерживаю возмущение и выдавливаю вежливые фразы.
— Ну… Сейчас позвоню, пусть решают. Ждите. Кто-нибудь подойдет, раз уже приехали, — не меняет тона мужчина.
Ждем, хотя уже сами не рады. Через минут пять к нам вышли те же сотрудники охраны, которые поднимали Андрея к переходу.
— Ну что теперь?- спрашивают мужчины. — Куда поднимать?
— На руках поднимать не нужно. У вас есть специальный подъемник. Мы бы хотели им воспользоваться, — спокойно объясняем свои намерения, представляемся.
— Мы не знаем, как им пользоваться. И движется он медленно. Представляете, сколько времени уйдет? Надо было заранее предупреждать, лучше за пару дней…
— Почему я должен кого-то предупреждать! — не выдерживает Андрей. — Я свободный человек, и могу ездить куда хочу и когда хочу.
Сотрудники охраны стали куда-то звонить. Через пару минут к нам подошли сотрудники метро. Сходу заявили, что мы, журналисты, находимся здесь незаконно, снимать переход не имеем права… По этическим соображениям не будем называть их имена и фамилии. Но больше всего нас поразило отношение к Андрею.
— Это кто? — спрашивает сотрудник метрополитена. У нас, не у Андрея!
— Это человек, которому нужна помощь. Он живет в нашем городе, и…
— Так кто это такой? — повторяют.
— Это мой сотрудник! — не выдержала Таисия, специалист по коммуникациям Офиса по правам людей с инвалидностью, которая была с нами.
— Ясно. В общем, я предупреждаю, подъемник движется медленно, — отрезает сотрудник метрополитена
— Мы знаем! Но вас же обучали работать с ним. Почему это вызывает столько проблем и недовольства?!
— Да мы не знаем, как им пользоваться! Инструкцию читали, но на практике… Мы на других станциях работали, — говорят сотрудники службы охраны.
Эта ситуация с упреками в адрес журналистов и неуважительным отношением к человеку с ограниченными возможностями длилась минут 20. У меня трижды проверили журналистское удостоверение, Андрея заподозрили в пьянстве… Сотрудники метро куда-то звонили, запрещали съемку… Всего и рассказывать не хочется.
В итоге Андрея все же подняли на улицу, с недовольными лицами, неумело дергая подъемник из стороны в сторону. То вперед ногами, то спиной. С момента вызова до поднятия на улицу прошло 47 минут. И это — три лестничных пролета.
— Я предполагал, что так и будет, — спокойно сказал Андрей. — Когда добирался на встречу, подъемник не работал даже на «Спортивной». Помощи попросить было не у кого. Но мне и не нужно, чтобы со мной возились, хочу чувствовать себя самостоятельным свободным человеком.
О своих, чисто человеческих выводах, говорить не будем. Но очень надеемся, что руководство метрополитена примет историю к сведению. Мы уверены, что сотрудники минского метро — люди, в большинстве своем профессиональные и доброжелательные. И, конечно, легко освоят обращение и с не такой уж сложной техникой, и с пассажирами с особыми потребностями. КОММЕНТАРИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
«Грубостью и хамством некоторых наших коллег «смазана» добросовестная работа других»
— Этот вопиющий случай стал для руководства подземки предметом серьезного разбирательства, — комментирует непростую ситуацию пресс-секретарь минского метрополитена Андрей Кузьмин. — Сотрудники метрополитена, допустившие такое пренебрежительное, и даже не побоюсь этого слова — хамское — отношение к людям наказаны в дисциплинарном порядке: от строгого выговора до увольнения.
И все же я бы не стал на примере единичного, пусть и самого нелицеприятного случая делать поспешные выводы. Одним из основополагающих принципов работы сотрудников минского метро является максимально доброжелательное внимание к пассажирам, вежливость, терпение… Очень жаль, что грубостью и хамством некоторых наших коллег «смазана» добросовестная работа других. Особенно это обидно после того, как накануне мы постарались что называется «живьем», наглядно — для самих инвалидов, журналистов — продемонстрировать технические возможности новых гусеничных подъемников. Что-то получилось, что-то требует доработки… Кроме того, все эти подъемные механизмы (лифты, наклонные и гусеничные подъемники) — техника капризная, и ломается, как всегда, некстати…
Но мы не отмахиваемся от проблемы. А ведь 30 лет назад при строительстве метрополитена об инвалидах в метро никто, наверное, и не задумывался. И сегодня в минской подземке по мере сил делается многое для обеспечения доступности станций инвалидам-колясочникам, пожилым людям а также иным пассажирам с ограниченными возможностями.
ПОДРОБНОСТИ
Сейчас в минском метро пять таких подъемников общей стоимостью 350 миллионов рублей: на станциях «Автозаводская», «Партизанская», «Грушевка», «Михалово» и «Петровщина». В ближайшее время планируется купить еще пять.
Кому они нужны. Пожилым людям, больным, тем, кто перенес операцию, и инвалидам-колясочникам, которых в Минске сейчас проживает 12 тысяч человек. В ТЕМУ
В июне команда проекта «Метро для всех» собирала данные о доступности минского метрополитена. По их выводам, из 29 станций для инвалидов-колясочников, пожилых людей и иных людей, испытывающими трудности в передвижении, доступными являются только 5. Для людей с детскими колясками — 17.
11 станций минского метро оснащены лифтами, 8 — подъемниками для инвалидов, но во время проверки из 22 лифтов работало только 13, а из 24 подъемников воспользоваться можно было только 6-ю.
http://www.kp.by/daily/26252.5/3132355/
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Проверьте ваш почтовый ящик или спам, чтобы подтвердить свою подписку.
Copyright © 2019 | RAIK.BY